|
Любимое лакомство детей и взрослых скоро может снова подорожать и при этом стать еще более невкусным. Производители пеняют на дорожающее молоко, торговля - на отсутствие дешевых холодильников и... холодное лето.
ЧТО ВХОДИТ В МОРОЖЕНОЕ Пломбир, сливочное, молочное:
Сухое молоко (цельное или обезжиренное) Сливочное масло Сахар Загустители (крахмал, желатин, мука, морские водоросли) Вкусовые добавки и красители (натуральные: варенье, джем, повидло, орехи, мак, кофе, какао, пряности, мед, шоколад и др.; либо искусственные)
Фруктовое:
Вода Фруктовый сок (сироп) Вкусовые добавки и красители (натуральные: варенье, джем, пряности, мед; либо искусственные) Сухое молоко (обезжиренное) - необязательный компонент Комбинированный жир (к жирам животного происхождения добавляются кокосовое или пальмоядровое масло) - необязательный компонент
Допустимый объем жиров в мороженом (согласно действующим ДСТУ):
пломбир - 12-20% сливочное - 8-11,5% молочное - 0,5-7,5%
Плохая погода смешала мороженщикам все карты: запланированные продажи, на которые они рассчитывали, не состоялись. Теперь, чтобы наверстать упущенное, торговля будет накручивать цену, уверены эксперты.
- Заработать на обороте в этот сезон не удалось, - говорит эксперт Консалтингового агентства «АгроКонсалтинг Групп» Эдуард Новак. - Значит, будут зарабатывать на марже, пока продукт совсем не перестанут покупать. Расчет верный: сейчас установились знойные дни, люди - хочешь-не хочешь - выстроятся в очередь к холодильникам.
Львиная доля заработка осядет, как это повелось у нас, в карманах реализаторов и посредников. Производители получают лишь 20-30% с каждой купленной украинцами порции. С учетом того, что стоимость сырья (часть ингредиентов приходится импортировать) постоянно растет, рентабельность упорно снижается. В прошлом году она едва достигала 10%, в этом может быть и того ниже. Это приведет к уходу с рынка многих небольших предприятий (сейчас лакомство производят около 200 компаний), рынок может укрупниться до 5-7 основных игроков, предрекают наблюдатели.
- Но даже в таких условиях не придется рассчитывать на сверхприбыли, - отмечает Э. Новак. - В Украине после кризиса от года к году производство мороженого постоянно падает - люди все меньше покупают пусть и вкусный, но не самый необходимый продукт. А если и покупают, то берут то, что дешевле. На экспорт наше мороженое тоже идет вяло - его качество часто не соответствует международным требованиям. Это в конечном итоге приведет к сокращению объемов и ассортимента на рынке, исчезновению сегмента дорогого мороженого с эксклюзивным вкусом. В свою очередь вкус дешевого может измениться, стать примитивнее: чтобы поддерживать производство, компании будут и впредь экономить на ингредиентах.
Как нас обманывают
Эксперт Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей Марина Лозовая называет два основных вида обмана, с которыми мы сталкиваемся, покупая порцию эскимо или пломбира:
- Пытаются залезть в карман к потребителю и производители, и реализаторы. Первые, не стесняясь, изготавливают продукт с добавлением не сливочного масла, а более дешевых и, естественно, значительно более опасных для здоровья комбинированных жиров, а то и просто пальмового масла. Известно, что с такими продуктами организм получает трансизомеры полиненасыщенных жирных кислот, которые нарушают обмен веществ, провоцируют заболевания желудочно-кишечного тракта, вызывают аллергию. Однако производители заинтересованы в использовании таких ингредиентов: это удешевляет стоимость отдельных компонентов на 30-40% и позволяет повысить рентабельность.
Проверки, проводимые Укрметртестстандартом, а также нашей организацией, свидетельствуют, что около 2/3 всего мороженого, продаваемого как порционно, так и в кафе, изготавливаются с применением комбинированных жиров, в том числе пальмового масла. Это стало возможным после того, как были изменены ДСТУ, и пальмовое масло вышло из-под запрета - его разрешили использовать наряду с пальмоядровым. Прилавки заполонило опасное лакомство. Обман потребителя налицо: большинство производителей (по данным тех же проверок) либо не указывают среди ингредиентов неприятный компонент - пальмовое масло, либо осмысленно врут, заявляя, что в продукте находится сливочное, либо - в лучшем случае - печатают состав малоразборчивым мелким шрифтом.
Реализаторы, в свою очередь, стараются продать неликвидный товар, предостерегает эксперт. Мороженое, как известно, продукт, требующий специальных условий хранения. Аренда холодильников дорожает, в целях экономии торговые точки переполняют камеры. В результате мороженое гибнет. Часто списанию должна подлежать вся партия. Однако продавцы замораживают порции снова и продают покупателям. Как определить некачественное мороженое:
мороженое неравномерно окрашено (если только это не специальный сорт «мраморного» мороженого); порция слишком быстро тает; неприятное на вкус: ощущаются «песок», крупинки, безвкусность, вода.
ПРИЧИНЫ ПОДОРОЖАНИЯ
Рост себестоимости из-за роста цен на сырье и энергоносители Удорожание хранения продукта Инфляция, опасность девальвации гривни Падение объемов продаж и стремление операторов получить прибыль за счет цены Рост торговых наценок
При подготовке материала были использованы данные Всеукраинского государственного НПЦ стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей, консалтинговых агентств «ААА» и «АгроКосалтинг Групп», Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей.
| |