|
Передача иконы «Спаса Елеазаровского» Русской православной церкви стала первым случаем, когда удалось обеспечить сохранность памятника древнерусской живописи. Однако работники Псковского музея-заповедника считают, что теперь икону увидит гораздо меньшее количество людей.
19 августа, в праздник Преображения Господня, Русской православной церкви вернули икону XIV века «Спас Елеазаровский», до этого находившуюся в Псковском музее-заповеднике. Икона будет установлена в иконостасе собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. Она находилась там до того, как попала в музей в 20-х годах прошлого столетия. В монастырь икону передал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместитель директора по научно-исследовательской работе Псковского музея-заповедника Борис Николаевич Харлашов пояснил GZT.RU, что в истории Псковского музея-заповедника еще не случалось прецедентов передачи Русской православной церкви настолько уникальных памятников древнерусской живописи. Иконы на ее новом месте он еще не видел. Передача на временное хранение По словам Харлашова, икона передана в Спасо-Елеазаровский монастырь «на временное хранение». Инициатором ее передачи стали представители монастыря, обратившиеся в Министерство культуры РФ, «а может быть и выше», предположил он. В прошлом году эта просьба была удовлетворена. Ранее сообщалось, что решение о передаче иконы во временное хранение было принято по инициативе губернатора региона Андрея Турчака во время визита министра культуры Александра Авдеева в Псковскую область в июле 2009 года. Впрочем, сотрудники музея уверены, что после передачи иконы РПЦ ее увидит гораздо меньшее количество людей. «Я, как сотрудник музея вынужден сказать, что мы опечалены таким поворотом событий»,- сказал Харлашов. В доказательство своих слов, Харлашов приводит цифры. Псковский музей- заповедник ежегодно посещает более полумиллиона посетителей. В монастыре же, говорит он, храмы открыты не всегда, добавляя: «Монастырь- это не общедоступное место, иначе это не монастырь». Харлашов полагает, что «Спаса Елеазаровского» чаще будут видеть не туристы, а монахи и паломники. Гельман придерживается иного мнения. Туристы приносят дополнительный доход, и с учетом этого устроен график работы всех европейских культурных памятников. Даже если некоторое время икона «Спаса Елеазаровского» будет не такой доступной, как была раньше, ситуация «вскоре изменится к лучшему». Далеко не все музейные работники настроены так оптимистично, как сотрудники музея-заповедника во Пскове. Весной 2010 года один за другим появились несколько открытых писем- президенту и патриарху- от обеспокоенных искусствоведов и музейщиков. Все они заявляли о том, что в руках Церкви древние религиозные ценности не будут сохраняться столь тщательно, как под пристальным наблюдением специалистов.
| |