|
В Москве выступили музыканты кубинского оркестра Buena Vista Social Club. Ветеранами кубинской эстрады их называли уже в то время, когда большинства, кто приходит на их концерты, и на свете-то еще не было.
Уже после первой песни на московском концерте Buena Vista Social Club зрители стали покидать свои места. Под ритмы ча-ча-ча усидеть просто невозможно.
К ним тянут руки, называют «амигос», закидывают цветами поклонники, которых и на свете-то не было, когда музыкантов оркестра Buena Vista Social Club уже называли ветеранами кубинской эстрады.
«Я получил после концерта крошечную записку: "Дорогой друг, прошу тебя, напиши мне!". Без подписи и без адреса. Я бы и рад ответить, но понятия не имею, кому», - улыбается музыкант оркестра Хесус Агуахе Рамос.
На сцену выходит Омара Портуондо - ее называют «кубинской Эдит Пиаф». Ей 81 год, но иные молодые артисты так не зажигают зал.
Она одна осталась в живых из тех певцов-легенд, чей голос можно услышать на пластинке Buena Vista Social Club 1997 года, объединившей около 15 популярных на Острове Свободы исполнителей традиционной кубинской музыки. Той самой, которая родилась из песен испанских кампесинос - фермеров - и негров-рабов.
Buena Vista, что в переводе с испанского «хороший вид», название некогда популярного в Гаване кабаре с хорошим видом на море. В середине 40-х там собирались музыканты и танцоры. В то же время это словосочетание имеет и другое значение: «хороший взгляд». Хороший взгляд, прежде всего, на жизнь.
Завсегдатаев старой Buena Vista, исполнителей жизнерадостных народных мелодий, американский продюсер Рай Кудер искал по всей Кубе. С трудом выбил разрешение на поездку - американцам тогда запрещали посещать Кубу.
Большинству музыкантов нового коллектива было за 60 - как Портуондо, и даже за 80. Кто-то уже оставил карьеру. Так, вокалист коллектива Ибрагим Феррер - ныне покойный - зарабатывал на жизнь чистильщиком обуви. После выхода первого альбома оркестра он в одночасье стал мировой звездой, купил дом и роскошную машину.
Альбом Buena Vista Social Club стал супербестселлером, получил «Грэмми». Посыпались приглашения на гастроли - даже в те страны, которые до этого были для кубинцев закрыты. Культовый Вим Вендерс - режиссер «Неба над Берлином» и «Пины» - снял про «Буэну Висту» документальный фильм, получивший номинацию на «Оскар».
Дальше - повальная «кубамания». Она буквально спасла страну от экономического краха: «Мы очень гордимся тем, что стали частью истории. Благодаря этому проекту кубинская музыка стала частью мировой художественной культуры. Ну, и конечно, пробудился интерес к нашей стране, у нас стал активно развиваться туризм», - рассказывает Хесус Агуахе Рамос.
Тромбонист и дирижер оркестра Хесус Агуахе Рамос тоже принимал участие в записи первого альбома. Хотя он и из другого поколения - тех, кто в детстве застал революцию Фиделя Кастро, положившую конец традиции кабаре, тех, кто в юности увлекся джазом. В нынешнем составе коллектива таких большинство. Поэтому и мелодии старой Гаваны в репертуаре Рамос всё чаще разбавляет новыми - собственного сочинения.
| |