|
После двойного теракта в Норвегии власти Евросоюза опасаются новых вылазок опасных террористов-одиночек. О том, что мешает эффективно бороться с экстремистами в Германии, рассказывает собственный европейский корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Панкратов.
Панкратов: Двойной теракт в Норвегии вызвал опасения специалистов, что подобное может повториться и в других европейских странах. По словам Тимоти Джоунса, главного советника ЕС по борьбе с терроризмом, в настоящее время существует опасность совершения нового теракта на территории Евросоюза, похожего по характеру на норвежский. То есть теракта, который может совершить фанатик-одиночка.
На встрече экспертов Евросоюза по вопросам терроризма, которая проходила в Брюсселе, была высказана мысль о необходимости ужесточения контроля за деятельностью экстремистских группировок в Интернете.
В принципе, совет верный, но вот как осуществить его на практике, оставаясь в рамках закона? Так, например, в Германии, сразу же после терактов в Осло, вспыхнули дискуссии о том, какие меры необходимо принять, чтобы не допустить подобной трагедии.
И здесь выяснилось, что два немецких ведомства, которые отвечают за борьбу с терроризмом, министерство внутренних дел и министерство юстиции - кардинально расходятся во мнении относительно выводов, которые следует извлечь из трагических событий в Осло.
Министерство внутренних дел считает, что самым эффективным средством борьбы с потенциальными террористами-одиночками является сбор данных в Интернете. А потому МВД Германии вновь поставило вопрос о необходимости сбора и хранения электронных данных граждан.
Напомню, что Конституционный суд ФРГ запретил полиции слежку в Интернете в марте прошлого года. Согласно действовавшему до этого момента закону, телекоммуникационные компании были обязаны в течение полугода сохранять в своих компьютерных архивах информацию о телефонных звонках абонентов, их электронной переписке и адресах в Интернете, на которые они заходили.
Однако под давлением общественности Федеральный конституционный суд пресек подобную практику, расценив её как вмешательство в личную жизнь граждан. После трагедии в Норвегии эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге Ханс-Петер Уль потребовал возобновить сбор электронных данных.
Эксперта правящей партии поддержал официальный представитель МВД, который заявил, что электронные досье являются важным компонентом в «системе раннего предупреждения» террористической угрозы.
Но, министерство юстиции отстаивает свою точку зрения: сбор и хранение электронных данных нарушают конституционные права граждан ФРГ. Это мнение разделяют большинство комментаторов ведущих немецких изданий.
Так газета Frankfurter Rundschau пишет, что борьба против террора в демократических странах означает защиту свободы не только полицейскими мерами, но и с помощью средств, имеющихся в распоряжении свободного общества.
Вот и получается головоломка, над которой ломают голову специалисты. С одной стороны, еэсовские эксперты по борьбе с терроризмом, которые утверждают, что Интернет - это главное поле битвы, с личностями, подобными норвежскому террористу Брейвику. С другой - буква немецкого закона, которая запрещает вести слежку за гражданами в Интернете.
Похоже, выход здесь только один, как можно быстрее найти разумный компромисс, пока в Германии не объявился свой собственный Брейвик.
| |