|
На прошлой неделе я в третий раз потратился на билет в кино, где показывали «Полночь в Париже» - мой любимый фильм этого (да и не только) года. Но еще раньше, в позапрошлый уик-энд, 41-й фильм Вуди Аллена (Woody Allen) преодолел планку в 41 (представьте себе) миллион долларов кассовых сборов, не давшуюся в свое время ни «Манхэттену», ни «Энни Холл», ни «Ханне и ее сестрам», ни «Матч-пойнту», став главным хитом в послужном списке живого классика.
Да, речь тут лишь о Северной Америке (мировой рекорд «Вики Кристины Барселоны» - 96 миллионов - должен пасть, когда «Полночь в Париже» возьмут в широкий европейский прокат). Да, приведенные цифры не учитывают инфляцию - в противном случае новому фильму пришлось бы ограничиться местом в Топ-10. Но с остальными фактами не поспоришь: такой, как у «Полночи в Париже», хорошей прессы у Вуди не было лет 17 (по данным Rotten Tomatoes), а то и все 25 (по подсчетам Metacritic), а уж таким количеством копий - больше тысячи - его фильм и вовсе прокатывали впервые.
Успех картины, в общем, угадывался. Это эскапистская сказка с открыточными видами всеми любимого города, испытанными романтическим жанром популярными артистами и искусно маскируемым в трейлере, но немедленно «продающим» фильм посредством сарафанного радио сюжетным ходом. К тому же, успех для auteur алленовского калибра - это не тридцать пять мировых рекордов, установленных «Гарри Поттером», а сборы, вдвое превышающие бюджет (который у Вуди неизменно балансирует между 20 и 30 миллионами).
Скучные по голливудским меркам коммерческие амбиции и перспективы фильмов Аллена - главная и, может статься, единственная причина, по которой он пустился 7 лет назад в свой увлекательный евротур. Оказалось, что в Европе с небольшими деньгами на хорошее кино расстаются охотнее - что ж, слава Европе и презрительное «бу» голливудским студиям: начав снимать по другую сторону Атлантики, Вуди пережил творческое перерождение, а его фильмы - «Матч-пойнт», «Вики Кристина Барселона», а теперь еще и «Полночь в Париже» - стали зарабатывать вполне приличные деньги.
И, разумеется, именно в этот момент у Вуди - которому многажды прощали снятую в обожаемом им Манхэттене милую чепуху вроде «Мелинды и Мелинды» или «Кое-что еще»- появились суровые критики. Одним не нравятся методично повторяющиеся шутки, другим - дефицит психологической глубины, третьи продолжают бухтеть про «Энни Холл». Претензии к «Полночи в Париже»? Карикатурные портреты исторических личностей. Дешевое очарование дворовой песни в два аккорда. А также - внимание, спойлер - аморальность: как же, дескать, так - герой Оуэна Уилсона (Owen Wilson) крадет у невесты в исполнении Рейчел МакАдамс (Rachel McAdams) серьги, чтобы подарить их потенциальной любовнице.
На мой взгляд, «Полночь в Париже» - один из лучших фильмов Вуди и лучший, на пару с маликовским «Древом жизни», фильм года, но что я понимаю? Мне ведь еще кажется, что осуждаемые портреты смешнее всех «Мальчишников», «Девичников», «Плохих училок» и «Несносных боссов» вместе взятых. И что лучшим песням всех времен вполне хватало если не двух, то двух с половиной аккордов. А еще я разделяю быль и сказку: моногамия допускает уникальные, once-in-a-lifetime, исключения, если объект желания - Анджелина Джоли (Angelina Jolie). Или - внимание, спойлер - Марион Котийяр (Marion Cotillard).
К счастью, я такой не один, поэтому, наряду с 45-миллионными сборами в заокеанском прокате (79-миллионными - в мировом) и 81 баллом на «Метакритике» (92% - на «Гнилых томатах»), заработал новый фильм Вуди Аллена и право фигурировать во всех оскаровских дискуссиях. Если не раскатывать губы по поводу «Древа жизни», то именно «Полночь в Париже» - первый фильм 2011 года, имеющий верные шансы на пару номинаций на «Оскар» (и от трех до полудюжины - на «Золотой глобус»).
Как известно, именно Вуди - вечный рекордсмен по количеству номинаций в категории «Лучший оригинальный сценарий». Писательские таланты Аллена принесли ему за последние 33 года 14 номинаций (из 21) и два «Оскара» (из трех), ну и хочется думать, что «Полночь в Париже» прервет 6-летнюю призовую засуху - в последний раз академики вспоминали о Вуди в связи с «Матч-пойнтом». Не стоит исключать и возможность седьмой - первой с 1995 года - режиссерской номинации, хотя тут Аллен - легковес среди супертяжей; впереди - новые фильмы Скорсезе, Спилберга, Иствуда, Полански, Финчера, Кроненберга и Долдри.
Еще одна впечатляющая серия, о которой хорошо осведомлены оскароведы и немножко - поклонники Вуди, это приведенные им к оскаровским номинациям (а в шести случаях - и победам) актеры. Последней - за роль второго плана в «Вики Кристине Барселоне» - отличилась Пенелопа Крус (Penelope Cruz), уже снимающаяся (на испанские деньги, в Риме) в следующем фильме Аллена «The Bop Decameron». По ее стопам теоретически могли бы последовать и прыгнувший выше головы Уилсон (но комедийные роли на «Оскаре» обычно не жалуют), и традиционно блистательная Котийяр (но ее звездный час был совсем недавно), и даже малоизвестный Кори Столл (Corey Stoll) - но о его роли хочется промолчать во избежание крупнокалиберных спойлеров.
Самое, в общем, время дежурно пожаловаться на отсутствие оскаровской номинации «Лучший актерский ансамбль». Майкл Шин (Michael Sheen), Кэти Бейтс (Kathy Bates), Том Хиддлстон (Tom Hiddleston), Элисон Пилл (Alison Pill), Эдриен Броуди (Adrien Brody) отметились в фильме камео - но до того неотразимыми, что обойти их вниманием, существуй для него легитимная поляна, не смогли бы даже на «Оскаре». У которого, впрочем, есть шанс исправиться, включив «Полночь в Париже» в пятерку (семерку? восьмерку? десятку?) лучших фильмов года - что бы на сей счет ни думали ныряльщики на психологические глубины.
Ах да, в российский прокат «Полночь в Париже» выходит 6 октября.
| |