|
Первым результатом представление доклада польской государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы в небе под Смоленском на пресс-конференции стала отставка министра обороны Польши Богдана Клиха.
О том, каковы основные выводы доклада, рассказывает корреспондент радио «Вести ФМ» Людмила Львова.
Пресс-конференция продолжалась более трёх часов. Председатель государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы в небе под Смоленском Ежи Миллер и четверо его коллег, членов комиссии представили основные положения своего доклада, в котором 328 страниц.
Над ним работами 14 месяцев 34 специалиста, из них 12 - военные. Цель доклада, как неоднократно подчёркивалось, - установить причины и обстоятельства катастрофы, разработать указания, чтобы таких трагедий больше не было.
Комиссия действительно разработала 45 указаний. Их адресаты - канцелярия президента, премьера, сейма, сената, министерства иностранных дел, обороны, начальник генштаба. Всего - 16 адресатов. Больше всего указаний - руководству военно-воздушных сил Польши.
Но если вернуться к трагическому полёту, то вывод комиссии таков - экипаж не собирался садиться, он хотел лишь выполнить пробу «подхода на посадку». И вполне понятен тогда вопрос корреспондента «Вестей ФМ» - «Кто в подобных рейсах принимает решение "продолжить полёт или уйти на запасной аэродром?". Ответ главы комиссии, министра Ежи Миллера, был однозначным:
"Командир экипажа спросил у шефа протокола МИДа: „Куда направить самолёт?" Известно, что целью полёта было участие президента Леха Качиньского в памятных мероприятиях в Катыни и информация о том, что в Смоленске нельзя сесть, вызвала бы изменение программы. Решение о месте посадки президентского самолёта принимает не командир экипажа, а тот, в чьих интересах осуществляется полёт, - „главный пассажир". В данном случае „главным пассажиром" был президент республики Лех Качиньский. За несколько минут до катастрофы бортовой самописец зарегистрировал произнесённую в кабине пилотов фразу главы диппротокола МИД Мариуша Казаны: „Пока нет решения, что делать дальше".
На пресс-конференции было много сказано об ошибках пилотов, но нарушения правил проведения подобных рейсов начались с самой организации визита. Заявку на такого рода полёт подают за 14 дней. В случае с полётом в Смоленск 7 апреля - тогда летел премьер Дональд Туск с делегацией - правило было соблюдено. Заявка на полёт 10 апреля с президентом Лехом Качиньским была подана позднее, что не позволило экипажу собрать необходимые данные.
Командир экипажа самолёта VIP несёт на себе особую ответственность, подчёркивали выступавшие на пресс-конференции специалисты, но на проверку оказалось, что обучение лётного состава 36-го спецполка проходило в спешке, не было тренировочных полётов, а если они и проходили, то с нарушением требований, отсюда игнорирование экипажем показаний приборов, которое обнаружилось при катастрофическом полёте.
Проверки 36-го спецполка проходили, но они не выявили никаких нарушений.
И конкретные факты - штурман экипажа не отдыхал перед президентским полётом положенных 8 часов, практически не знал русского языка, хотя именно он был обязан поддерживать связь с диспетчерами аэропорта Смоленск-Северный. Язык в нужных пределах знал лишь командир, ему пришлось вести переговоры, а ещё и контролировать работу приборов, коллег, потому он не услышал все команды диспетчеров.
Ещё один неутешительный вывод комиссии - экипаж не обучался для совместной работы.
Можно ещё много перечислять названные ошибки (в организации полёта, проведении самого полёта), перечислять, сколько правил было нарушено из незнания, плохой подготовки экипажа. Ясно одно - выводы госкомиссии уже стали причиной отставки министра обороны Богдана Клиха, предметом политических дискуссий. Ими уже воспользовался лидер оппозиции Ярослав Качиньский, обвинив в трагедии премьер-министра Дональда Туска.
Тему катастрофы политические противники правящей партии, наверняка, будут использовать в ходе избирательной компании на осенних парламентских выборах.
| |