|
Сегодня день рождение кутюрье Ив Сен-Лорана (1 августа 1936, Оран, Алжир - 1 июня 2008, Париж).
Дата не круглая, но есть повод для воспоминаний о французском модельере, работавшего и в кинематографе. Вспоминать мастера лучше всего за просмотром документального фильма «Ив Сен-Лоран и Пьер Берже: Безумная любовь», видеорелиз которого в России начался буквально на днях (выпуск кинокомпании «Новый Диск»). В нарядах Ив Сен-Лорана играли Катрин Денев («Дневная красавица» и еще несколько картин), Клаудия Кардинале («Розовая пантера»), Роми Шнайдер («Невинные с грязными руками») и другие.
«Ив Сен-Лоран и Пьер Берже: Безумная любовь» - режиссерский дебют Пьера Торретона. Во Франции он известен как видеохудожник, фотограф, скульптор и живописец. В светскую хронику он попадает как отец внука Катрин Денев. У Пьера Торретона был роман с дочерью французской дивы Кьярой Мастрояни. С режиссером встречалась обозреватель ПрофиСинема Вита Рамм.
Вита Рамм: В чем была основная сложность в работе над фильмом о человеке, которого знал весь мир? Пьер Торретон: Был большой соблазн выстраивать фильм на хроникальных съемках. Вы можете представить себе, сколько километров пленки было снято за всю жизнь Ива Сен-Лорана. Но я решил, что раз эти съемки не мои собственные, значит, они и не мое видение его жизни, поэтому каждая документальная вставка несла особенную смысловую нагрузку. Так, я не смог отказать себе в удовольствии включить небольшой кусочек вечеринки с Миком Джаггером. Эти кадры прекрасно передают атмосферу безумных и удивительных лет, когда марка модельного дома «Yves Saint Laurent» (YSL) стала набирать силу. И эпизод триумфального показа второй коллекции YSL мне был необходим для истории. А в одной из коробок домашнего архива я нашел 16мм пленку, на которой молодой и счастливый Сен-Лоран отвечает на анкету Пруста. Но мне хотелось показать великого кутюрье с неожиданной стороны и потому я решил сделать акцент на его фотоархив. Я работал с каждой фотографией, словно она «живой» актер, а не просто иллюстрация к истории. И еще я стремился создать у зрителей впечатление, будто за кинокамерой находится сам Ив Сен-Лоран и устраивает нам экскурсию по своим необыкновенным домам во Франции и Марокко. Вита Рамм: Кто стал инициатором фильма? Вы или Пьер Берже, компаньон Ив Сен-Лорана? Пьер Торретон: Это была моя идея. Пьер Берже - человек очень жесткий и даже мечтать не стоит, чтобы его в чем-то убедить. Он знает лишь два слова: «да» или «нет». Над моим предложением он думал долго, я уже не надеялся ни на что. Но когда он ответил согласием, я и моя команда получили абсолютную свободу действия. Мы могли снимать в домах Лорана, даже открывать ящики письменного стола или бюро. Конечно, в положительном ответе месье Пьера сыграл и немаловажный факт его многолетнего общения с Катрин Денев. Она бабушка нашего с Кьярой сына Мило. И именно у Катрин мы впервые встретились с Пьером Берже лет десять назад.
Вита Рамм: Согласовывали ли вы монтаж фильма с Пьером Берже? Пьер Торретон: Нет, я ничего не согласовывал, ни сценарий, ни монтаж. Сказав «да» в начале, он показал нам, что доверяет полностью. Первый раз фильм он увидел во время премьерного показа в Торонто. Я очень переживал и во время просмотра смотрел не столько на экран, сколько на месье Пьера. И думал, господи, он никак не проявляет свою реакцию, не улыбается, не движется, это катастрофа. Зал воспринял фильм очень хорошо, по окончании были бурные аплодисменты. И тут он встал, и я увидел его лицо - оно выражало глубокое волнение. Он сказал мне о своем потрясении от увиденного, и что он очень мне благодарен. И через паузу добавил: «я узнал много нового о нашей с Ивом жизни, и по-новому посмотрел на самого себя». Вита Рамм: Вы спросили его, что именно он узнал нового? Пьер Торретон: Ив Сен-Лоран и Пьер Берже были вместе с 1958 года по 2008, когда не стало Сен-Лорана. Это целая жизнь - творческая, интимная. Можно было сказать, что YSL и Берже были полными противоположностями. Ив был высоким и грациозным, Берже - основательный крепыш. Но они подпитывали друг друга, поддерживали, и без одного не мог бы состояться другой. И, казалось бы, что я мог открыть для Пьера Берже. Но на мой вопрос он ответил, что фильм заставил заново пережить какие-то моменты, но это очень интимно и он предпочтет свои открытия оставить при себе. Лучшей похвалы для фильма я и не мог предположить. Вита Рамм: Кульминация фильма - торги коллекции Ив Сен-Лорана. Очень грустное зрелище. Какой смысл всю жизнь тратить безумные деньги и накапливать предметы искусства, которые потом некому оставить в наследство? В этот момент вы показываете крупный план Пьера Берже, и, кажется, что он тоже об этом размышляет. Пьер Торретон: Вы точно угадали. Именно об этом он и думает. Он мне после фильма так и сказал: «Если бы я мог сегодня что-то начать заново, то покупал бы только книги». И я его понимаю, потому что очень грустное зрелище, когда оценщики заканчивают свою работу и дом в течение пару дней становится пустым. Вещи ничто, Пьер Берже прав, важнее их воспоминания.
Вита Рамм: На аукционе Christie за коллекцию произведений искусства Пьер Берже получил около $480 миллионов. Вы знаете, как он ими распорядился? Пьер Торретон: Часть была передана в благотворительные фонды борьбы со СПИДом, а вторая половина суммы будет расходоваться ради сохранения памяти об Сен-Лоране. Вита Рамм: Теперь вы сами стали экспертом высокой моды? Пьер Торретон: Это очень жесткий и жестокий мир. Там счастье добывается под мучительным прессом -угадать новые веяния, опередить конкурентов, успеть подготовить несколько коллекций за год. Зимой думать о лете, а летом о зиме... Нет, этот мир не настолько прекрасен, как выглядит на подиумах или в журналах. Вита Рамм Какие ваши дальнейшие планы? Пьер Торретон: Я пишу сценарий для игрового фильма, который хотел бы снимать на Украине. Я уже туда ездил «на разведку» и понял, что смогу адаптировать роман швейцарского писателя так, чтобы действие переместить в Карпаты. Я даже смог отснять нечто рекламного трейлера, чтобы мои инвесторы поняли мой замысел. Я не могу пока раскрыть имя писателя, таковы требования контракта. Скажу лишь, что все происходит в 19 веке, но мне кажется, я смогу сделать ее современной историей любви, снятой на русском языке. Там главный герой русский адвокат. И если продюсеры из России захотят войти в мой проект -Welcome! Благодарим ЮНИФРАНС за содействие в подготовке интервью.
| |