|
В столичном метро пассажиры день ото дня наблюдают одно и то же представление. В переходах, на станциях и в вагонах сотни попрошаек рассказывают о своей нелёгкой жизни и профессионально «давят на чувства». Особо удачливые и талантливые получают в месяц до 50 тысяч рублей. Но даже оштрафовать попрошаек невозможно - соответствующего закона по-прежнему нет.
Когда есть нужный образ - лишних слов не требуется. Считается, что все и так понятно. Человек в инвалидной коляске, в комуфляжных штанах и тельняшке, без ноги, с лицом героически скорбным заезжает в вагон последним. Поезд трогается, и начинается молчаливое представление. По легенде, мужчина - участник боевых действий, в метро за милостыней якобы спустился от отчаяния.
В комнате полиции выясняется. Мужчину зовут Дмитрий. Приехал в Москву из Донецка два месяца назад. Действительно ли он воевал и служил ли вообще в армии - не говорит. Нет у него и документов - забыл дома.
По словам полицейских, история, в общем-то, обычная. Псевдо-военные в столичной подземке - почти на каждой станции.
«В основном, они приезжают сами, - рассказывает сотрудник пятого отделения отдела обеспечения общественного порядка управления полиции на Московском метрополитене Юлия Юдаева. - Где-то когда-то соседи, друзья, знакомые говорили, что в Москве есть метро, Кольцевая линия, в основном, они на Кольцевой линии и ходят, где можно заработать денег».
Заработок, действительно, получается приличный. В день в пакеты и коробки падает полторы-две тысячи рублей. Это, в среднем, 50 тысяч в месяц. Впрочем, ходить с протянутой рукой - настоящее искусство. Нюансов - масса. Важно все - выражение лица, голос с надрывом, что говорить, и как говорить - чистая психология. Но главное - опрятность в одежде. Так проще вызывать сочувствие.
«Дадут тем, кто давит на жалость, - с табличкой, хромает, инвалид, чистые, ухоженные - они же не бомжи», - продолжает Юлия Юдаева.
То, что человеческое сострадание - золотая жила, Тамара Николаевна поняла давно. В прошлом акушерка - сегодня попрошайка. В комнате полиции станции «Павелецкая»- кольцевая ее знают, как молодую бабушку. Темная одежда, платок, очки и палочка 50-летнюю женщину состарили лет на 20. Обычно она стоит в переходах с табличкой. Хвастается: «Сама писала». Для своих родных в Украине в Москве - Тамара Николаевна садовник. Поработает здесь недели две и домой.
Статьи за попрошайничество сейчас нет, поэтому максимум, что в силах полицейских, - сделать административное предупреждение за то, что эти люди мешали пассажиропотоку. Оштрафовать тоже никак - документов ни у кого из них нет. Остается лишь записать данные и отпустить восвояси, но за пределы метрополитена. Только хромые и плачущие они возвращаются снова, на свои «хлебные места».
| |