|
31 июля скончался Петр Антонович Пестов - последний великий русский балетный профессор.
За пределами профессионального мира он стал известен всего два года назад благодаря тому, что в честь его 80-летия в Нью-Йорке и Москве выступили ученики - от Владимира Малахова и Алексея Ратманского до Николая Цискаридзе. Последние десятилетия жизнь Пестова протекала вдали от России - после фактически изгнания из родной Московской академии хореографии педагог получил карт-бланш в Германии: он стал царем и богом Штутгартской балетной школы. Но о том, что он давно и тяжело болен, было известно давно. Тем не менее, когда прошлым летом Пестов приехал на, устроенный в его честь Театром Станиславского и Немировича-Данченко, концерт, о недугах не было ни слова: бывшие ученики, нынешние премьеры больших и малых театров, в его присутствии трепетали так, будто он может всех этих народных и заслуженных артистов отправить к балетному станку держать экзамен. И на самом деле устроил всем испытание: выпустил первым номером звездного гала своих штутгартских студентов, многие из которых не были даже выпускниками. Они, пожалуй, не могли похвастаться роскошными данными, по которым отбирал Пестов учеников в свой московский класс. Зато беспрецедентная самоотдача, элегантность стиля, коленопреклоненное отношение к академическим правилам не только сразу продемонстрировали «пестовскую» группу крови - выступление стало эталоном для собравшихся мировых балетных лидеров. Тем не менее, на поклоны после этого гала, как ни бушевал в восторге и признательности зал, Пестов не вышел: что-то не устроило в его ходе профессионального фанатика. Но именно эта бескомпромиссность позволила ему оказаться в авангарде мирового балета. Пестов родился в уральском поселке, где об искусстве невозможно было даже мечтать, и заниматься танцем начал довольно поздно. К счастью, его обучением занялась Екатерина Гейденрейх - знаток академического балета, танцевавшая еще в императорском Мариинском театре, а в годы войны создавшая Пермское хореографическое училище. Пестов был одним из его первых выпускников, потом работал в Пермском и Новосибирском театре. Свой путь он нашел, попав в ГИТИС на курс Николая Тарасова - выдающегося московского балетного педагога, создавшего собственную методику мужского исполнительства. Вскоре после этого Пестов начал преподавать в Московском хореографическом училище. Первый же его выпуск дал Александра Богатырева и Вячеслава Гордеева, вслед за которыми последовал бесперебойный конвейер: премьеры Большого Валерий Анисимов, Александр Ветров, Юрий Посохов, Владимир Непорожний, экс-худрук балета Большого Юрий Бурлака, премьеры зарубежных театров Александр Зайцев, Геннадий Савельев, Геннадий Недвигин, Михаил Канискин, Андрей Писарев. Но в то время, когда Большой театр ждал потенциальных Спартаков - героев сильных и мужественных, Пестов готовил рафинированных принцев. Участь многих из них в эпоху Григоровича не была завидной. Но это не педагог не соответствовал требованиям времени - Пестов был тем уникальным случаем, когда представитель самой консервативной профессии оказался в авангарде развития искусства. Именно его ученики с середины 1980-х стали самыми востребованными балетными героями: они не только научены точнее других вращаться, чище делать заноски и наиболее невесомо парить в прыжках - «пестовцев» отличает умение передать рефлексию думающего человека, оказавшегося на перепутье. Он был последним, кто учил не только танцевать, но выражать в танце мысли.
| |