|
В Совете безопасности ООН безрезультатно завершилось первое обсуждение ситуации в Сирии. Великобритания, Франция, Германия и Португалия, которых поддержали и США, хотели «продавить» приятие резолюции, осуждающей репрессии сирийских властей в отношении организаторов беспорядков. В то же время Россия и Китай, которых поддержали Бразилия, Индия и ЮАР, еще раз заявили, что против такой резолюции. Что происходит в эти дни в Сирии? В этом «Вести ФМ» попробовали разобраться вместе с членом научного совета Московского центра «Карнеги» Алексеем Малашенко.
«Вести ФМ»: Почему все-таки Россия не стала поддерживать эту резолюцию?
Малашенко: Во-первых, Россия не одна так выступает, там целая капелла, причем очень влиятельных государств. Во-вторых, все-таки ситуация там не до конца ясна. Безусловно, то, как себя ведет Асад, вызывает, я бы сказал, недоумение. С одной стороны. Но с другой стороны, как ему быть? В общем, там идет нечто вроде восстания, во всяком случае временами можно сказать, что это похоже на восстание, но власть должна защищаться!
«Вести ФМ»: Кстати, иногда их называют вооруженными бандами, которые творят бесчинства и насилие, а иногда - революционерами.
Малашенко: А это запросто, это совершенно естественно, поэтому полностью все сваливать на Асада сейчас, по-моему, было бы не совсем верно. Это по поводу резолюции. Но существует еще там один момент - почему тот же Запад не настаивает на том, что Асад должен уйти, на его свержении и так далее? Во-первых, есть ливийский опыт, хотя Сирия - это не Ливия.
«Вести ФМ»: Она напряженнее?
Малашенко: А сейчас я как раз к тому подхожу: потому что если уйдет Асад, то совершенно непонятно, кто придет, поскольку Сирия - это одно из ключевых государств в ближневосточном конфликте, то есть это может очень сильно отразиться на этом конфликте. А кто придет - пока что не совсем ясно. Ведь в случае ухода Асада там наверняка проявят себя «Братья-мусульмане», там проявят себя радикалы, там есть палестинское лобби - это может очень сильно повлиять на обстановку на Ближнем Востоке. Поэтому уж лучше, с моей точки зрения, пусть будет Башар Асад, человек, в общем-то, более прогнозируемый и известный, чем кто-то еще. Это все прекрасно понимают. Поэтому, да, конечно, выступают против Асада и все, конечно, его критикуют, но всегда помнят о том, что вместо него там может появиться очень неожиданная и плохо прогнозируемая фигура. Тем более что не будем забывать, что несколько месяцев назад та же Клинтон говорила, что Асад - это тот человек, который может проводить реформы. Кстати говоря, он по мере сил пытается это делать. Так что я бы совершенно не списывал Асада с политического счета. В общем, это и делает Россия.
«Вести ФМ»: Наверное, сейчас каким-то образом необходимо мониторить ситуацию?
Малашенко: А как можно мониторить вот эту ситуацию? Ведь у каждого своя правда: у Асада своя, у его противников своя. Я думаю, что эта проблема все-таки будет решаться не только в контексте собственно Сирии, но и в контексте ситуации на Ближнем Востоке.
| |