|
Классика в новом цвете: черно-белые хиты советского времени продолжают раскрашивать. На очереди, возможно, фильмы «Берегись автомобиля» и «Я шагаю по Москве». Что это: коммерческий интерес или желание дать шедеврам черно-белого кино вторую жизнь?
Щербинина: «17 мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «В бой идут одни старики» - за последние годы с десяток советских киношедевров увидели свет в цвете. Впрочем, мода на колоризацию пришла в Россию довольно поздно, на Западе эту технологию используют с 50-х годов. Сегодня увидеть цветными такие шедевры голливудской киноклассики, как «Касабланка» и «Гражданин Кейн» для зрителя совсем не удивительно. А вот за раскрашивание отечественных черно-белых хитов разгорелась настоящая война. В том, что колоризация разрушает эстетику старых фильмов, уверен режиссер и глава Мосфильма Карен Шахназаров.
Шахназаров: Когда люди снимают черно-белое кино, они знают, зачем они его снимают. И даже в то время, когда не было цветной пленки, это определенная эстетика, определенным образом свет ставился, искались какие-то художественные решения, поэтому это нарушение, конечно, художественного образа фильма.
Щербинина: Несмотря на то, что авторские права на советские картины принадлежат Мосфильму, последнее слово за режиссером, говорит Шахназаров. Тем не менее, авторы фильмов даже не всегда в курсе, что их детищам грозит покраска. Так, Эльдар Рязанов сказал «Вестям ФМ», что с ним не связывались по поводу колоризации «Берегись автомобиля». А вот оператор фильма Анатолий Мукасей, которому пару лет назад уже предлагали поучаствовать в раскрашивании картины, говорит, что взялся бы, но при условии сохранения старой стилистики.
Мукасей: Я сказал, что если вы собираетесь раскрашивать и если существует у народа потребность какая-то в этом, то пожалуйста, я приду и буду помогать вам это делать, но это должно быть сделано очень тактично, потому что должно все-таки остаться ощущение той картины, которая была.
Щербинина: Иначе смотрит на проблему актер Евгений Стеблов, сыгравший одну из главных ролей в легендарном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» - следующем возможном претенденте на раскраску.
Стеблов: Эту картину делали выдающиеся мастера, и они задумывали ее как черно-белую. Зачем же ее делать цветной? Я вижу за этим только коммерческий интерес. Эти работы стоят довольно дорого, вот и ищут, как бы заработать денег на очередной такой затее.
Щербинина: Однако больше споров вызывают фильмы, чьи режиссеры уже не могут дать или не дать свое согласие. Так дочь покойного Леонида Быкова подала в украинский суд, утверждая, что фильм «В бой идут одни старики» замышлялся ее отцом именно как черно-белое кино. Но как быть с теми фильмами, которые задумывались цветными, но в силу обстоятельств ими не стали? Например, известно, что создатели недавно раскрашенной «Золушки» бились до последнего, чтобы снять ее в цвете. В этом случае колоризация - правильное решение, считает участвовавший в раскрашивании «Золушки» Анатолий Мукасей.
Мукасей: Мне кажется, что это было уместно, потому что это сказка, и она не потеряла в восприятии, а может быть, что-то новое и приобрела.
Щербинина: Сторонники колоризации апеллируют к зрительскому мнению. Но и реакция публики неоднозначна. Многие настолько привыкли видеть любимые фильмы черно-белыми, что просто не могут воспринимать их в цвете.
| |