|
Генпрокуратура представила президенту и премьер-министру итоги проверок российского водного транспорта. Выяснилось, что безопасностью пассажиров судовладельцы часто пренебрегают. Нарушений множество, а чиновники закрывают на них глаза.
Масштабную проверку начали после крушения теплохода «Булгария». Позже ее критическую необходимость подтвердила и авария на Москве-реке.
Выявлены вопиющие нарушения законодательства, а также слабый контроль над его исполнением со стороны ответственных органов. Нарушения в процессе водных пассажирских перевозок происходят сплошь и рядом - от отсутствия необходимых документов до элементарных неисправностей и халатного отношения к спасательному оборудованию.
О ситуации уже доложили президенту и председателю правительства. Формулировка, которую использует Генпрокуратура, - «обстановка на внутренних водных путях остается сложной».
Например, перегрузом не брезгуют почти все суда. Да и зачем, если учет тоже уже перешел в статус необязательного? А если приплюсовать к этому еще и возраст теплоходов...
Документ с итогами проверки размещен на официальном сайте Генпрокуратуры. Здесь всего-то одна страница. Зато какая! Только лишь поверхностное исследование показало, что парк серьезно устарел. Более половины всех судов из тех, что перевозят пассажиров в России, старше 30 лет.
Обнаружили и двигатели, которые не соответствуют судовым документам, и совсем уж «чужеродное» оборудование. Так, в Санкт-Петербурге, Татарстане, Чувашии и Нижегородской области при перевозке пассажиров использовали навигационные приборы с нелегальным программным обеспечением. Судовладельцы не смогли объяснить, при чем тут они.
На Дальнем Востоке - другая история. По данным Генпрокуратуры, местные перевозчики пренебрегают спасательными средствами. Там выявили факт угрозы для жизни детей во время плавания. В рейс вышло судно, на борту которого было 94 ребенка из детского дома. Однако детских жилетов насчитали в семь раз меньше - лишь 13 штук!
Водный транспорт прогнил почти полностью, признают эксперты отрасли. Рыба, как известно, гниет с головы. Применительно к водному транспорту головой назвать можно контролирующие организации. Прокурорская проверка выявила отсутствие должного государственного контроля. Речной регистр выдает свидетельства о годности судам, которые этого не заслуживают. Если надо, может даже незаконно продлить сроки действия свидетельств. Или вовсе перенести ежегодное переосвидетельствование «на потом».
Вопросы вызвала и деятельность территориальных органов Ространснадзора. Ее также признали не отвечающей требованиям. По всем подобным фактам ведется проверка. Суда признаны непригодными. А ранее выданные «левые» свидетельства аннулированы.
Начиная с 90-х годов, новые суда в России не строились. Цифры, которые несколько расходятся с нынешними данными прокуратуры, ранее публиковали аналитики «Форбс». Они весьма любопытны. Почти 60% речного флота России - суда старше 40 лет, такие как «Булгария». Треть - «середнячки», им около 30 лет от роду. Менее 10% - 20 и 30 лет. И всего 2% - младше 20 лет со дня производства. Причем это, в основном, небольшие прогулочные суда.
На большинстве плавсредств отсутствует, например, кондиционирование. Это подтвердила проверка на Амуре. Кроме того, практически не производится капитальный ремонт. В законодательстве не установлены его обязательные сроки. И судовладельцы успешно пользуются пробелами.
По итогам проверки Генпрокуратуры к дисциплинарной и административной ответственности привлекли более 800 человек. Возбуждено шесть уголовных дел. Решается вопрос о еще нескольких. В органы предварительного расследования направлено несколько десятков материалов. В основном это факты злоупотребления полномочиями, служебный подлог и оказание услуг, не соответствующих нормам безопасности.
А в деле о крушении «Булгарии», которое заставило пристальней присмотреться к морскому и речному флоту, ждут появления новых фигурантов. Следствие хочет привлечь к уголовной ответственности трех должностных лиц Госморречнадзора.
| |