|
Женщины вздыхают: «Даже посмотреть не на кого, а не то что замуж выйти!». Они правы, или проблема в самом слабом поле?
В последнее время довольно часто в женской компании всплывает тема «ой, мужчины куда-то подевались, и посмотреть не на кого». Вернее, есть, но какие-то все не такие. И что делать: ждать принца на белом «Мерседесе», который будет зарабатывать на кусок хлеба с маслом и при этом иметь желание разбираться в твоих проблемах? Или выходить замуж за того, кто хочет, чтобы его проблемы решила ты? О мужчинах и женщинах мы решили поговорить с основательницей центра гендерных исследований ЕГУ, доцентом кафедры социологии Западно-Мичиганского университета Еленой Гаповой. Именно такие специалисты исследуют взаимоотношения полов и отношение общества к ним. И каково же было мое удивление, когда Елена с ходу огорошила меня фразой, в которой я услышала подтверждение своим словам...
В Беларуси не за кого выйти замуж
- Абсолютно не за кого выйти замуж! Я говорю это полушутя - уже двадцать лет замужем, и этот вопрос с практической точки зрения меня не волнует, но, насколько можно судить по мужчинам, которых я вижу в метро, девушкам не на кого положить глаз. От наших мужчин, например, часто плохо пахнет, потому что они злоупотребляют пивом и куревом, и таких людей много. Хотя есть новая генерация молодых людей - те, кого я вижу на велосипедной дорожке в Минске - спортивных и современных.
- Мы унаследовали советские стереотипы женственности и мужественности?
- Нет, мы вырабатываем новые. В то время было другое представление об идеале отношений, о том, как должны выглядеть мужчины и женщины. Так как я живу в Беларуси не все время, какие-то вещи, к которым здешние люди привыкли, мне бросаются в глаза. Я приезжаю, включаю телевизор и вижу, что стереотип мужественности, который там транслируется - двадцатипятилетний парень, у которого на уме только секс. А стереотип женственности самый примитивный: чтобы были блестки и юбка в виде пояса. Вот, например, утренняя программа. Судя по тому, как одеты ведущие-женщины, как ведут себя, какие сюжеты показывают - можно подумать, будто женщины всего мира озабочены, как заполучить мужчину. А все мужчины - перебором вариантов и тем, как бы один вариант не столкнулся с другим и не произошло скандала и таскания за волосы. Это, конечно, часть жизни. Но мир, мужчины и женщины в нем, озабочен массой других вещей. Интересно, что нормальные люди и нормальные отношения оказываются за пределами стереотипов, которые создает ТВ и радио.
Образ женщины в отечественной рекламе - кусок мяса, который жаждет быть выбранным
- Недавно в Беларуси запретили рекламу хрена, в которой покупательница просила у продавщицы хрен, а та протягивала ей банку со словами: «Мужика тебе надо!» И добавляла: «И мне!» Рекламу посчитали неуважительной и неэтичной по отношению к женщинам...
- Это не единственный пример. В прошлом году крутили на ТВ рекламу: жюри из толстопузых мужиков. Женщины в купальниках с номерами выходили на подиум. При этом мужики причмокивали губами, пускали слюни и называли номера. Смотреть на это было страшно - как будто на рынке. Это пример рекламы, которая является для женщины унизительной, потому что представляет ее как мясо, которое озабочено лишь тем, чтобы его выбрали - вот такой рекламы у нас много, а там нет. Там реклама, которая связана с сексуальной привлекательностью, тоже есть - но юмор гораздо тоньше.
- А вам не кажется, что у нас люди просто не понимают, что с подобной рекламой не так? Им смешно.
- Просто мы не прошли стадию, которую прожил Запад. Борьба с оскорбительной рекламой была связана с возникновением женских движений, с приобретением женщинами голоса. А в СССР «секса не было». А когда появился, любое, что прежде запрещалось, стало считаться путем к свободе. Борьбу с пошлой рекламой восприняли бы как борьбу со свободой.
- Если у нас не сформировались женские движения, как на Западе, выходит, и феминисток нет?
- Есть. Феминистки - это просто женщины с чувством собственного достоинства. У них обычные отношения с мужчинами, но при этом мужчины у них какие-то другие: те, которые хотят равноправных отношений с женщинами и уважительно к ним относятся.
- А внешне на кого они похожи?
- Ну, например, на меня. Выглядит обычно. Самое главное - это профессиональная успешность.
- Я слышала мнение, что настоящая феминистка не носит каблуки и избегает макияжа.
- Да носит, конечно. Но только по особому случаю. Представление о том, что каблуки - это топ-класс, обувь для походов на работу, пришли из советского времени, когда это было недоступно. Современные люди с достатком выбирают удобство. Высокий каблук в неуместной ситуации - это признак низкого класса.
Пассивными мужчин делает государство, а не мама
- Недавно в магазине в Петербурге я испытала потрясение. Увидела там молодую девушку в очень короткой юбке, на каблуках, у нее была черная майка, а на ней написано: «Мой мужчина всегда прав». И под этими словами был рисунок: женщина стоит на четвереньках, а сзади мужчина, который то ли ногой ей поддает, то ли плеткой по попе. Я хотела уже бежать за барышней, спрашивать, что она хотела этим сказать. Но к человеку же не пристанешь на улице. Я не могу вообразить, чтобы вокруг меня были мужчины, которым надо вот такое.
Иногда я захожу на форумы и блоги и читаю там непредставимые вещи. Я вижу огромное количество мужчин, которые считают женщин людьми второго сорта. То ли раньше они прятались так, что было не видно, то ли это такое новое постсоветское формирование, когда мужчина должен как-то себя утвердить...
- Может, это связано с тем, что они были воспитаны матерями-одиночками?
- Да откуда это желание сваливать все на матерей-одиночек и вообще на женщин? Абсолютно нормальные у них дети, да и не так много неполных семей было. Я это связываю с формированием буржуазной модели, где мужчина должен утвердиться как мужчина-владелец, мужчина-собственник. Мужчина, который отличается от женщины тем, что он занимает контрольную позицию и имеет больше ресурсов. Матери-одиночки тут, ей-богу, ни при чем. Для меня это абсолютно очевидно, что это новый капитализм, которому пока ничто не ставится в противовес.
- А у меня было ощущение, что белорусские мужчины вовсе не жаждут активности и власти. Наоборот, они пытаются избежать агрессии, конфликтов, ответственности и действий.
- И сколько они зарабатывают?
- Немного.
- Ага. Невозможность много зарабатывать - это позиция, при которой не очень сформируешь традиционную мужественность. Но Беларусь ведь такая особая страна, где под мужественностью понимать гегемонные вещи не очень просто. И в смысле политики, и в смысле неразвитой экономики. Не можешь стать успешным политиком, успешным бизнесменом без связей. А мужчины, которые стремятся сесть на диван и ничего не делать - это как раз советская модель мужского поведения.
- А какие новые роли появились у современного мужчины? С женщинами все ясно: есть роковые женщины, деловые леди, домохозяйки... А мужчины?
- Есть мужчины из произведения «Москва-Петушки», которые едут куда-то в электричке и пьют. Есть герои фильма «Осенний марафон» - интеллигенты, которые бегут свой марафон в никуда. Есть типичные председатели партхозактива. Есть бизнесмены. Есть метросексуалы. Последних в Минске мало, но есть. Это ухоженные молодые люди, которые определенным образом одеваются и держатся. Идет дифференциация, формируется новый тип мужчин.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
«Есть тип мужчин, которым смена ролей удобна»
- То, как мужчина реагирует на трудности, закладывается в детстве - лет до трех. В это время, если авторитетные взрослые забирали инициативу у ребенка, он мог не сформировать мужской тип поведения. Мужчины, которые ведут себя инфантильно, уклоняются от ответственности, не хотят брать на себя роль добытчика и решать проблемы семьи, вполне довольны современным положением вещей, когда эти функции берет на себя женщина, - считает психолог Наталья Гончарова. - Но социально это неприемлемо, поэтому мужчины прикрывают собственную незрелость «необоримыми трудностями».
Что делать в такой ситуации женщине?
Есть такой тип женщин, которым нравится быть лидером, решать проблемы, зарабатывать деньги - они таким образом чувствуют себя состоявшимися. И тогда эта смена ролей удовлетворяет обе стороны.
Но если женщина была воспитана в патриархальной традиции, все ее представления и запросы нацелены на то, чтобы видеть рядом с собой мужчину-добытчика, союз с инфантильным мужчиной у нее не сложится: как только пройдет период влюбленности и придется строить быт, пара распадется. Возможно, лучше понимать это сразу.
Можно попытаться взрастить в мужчине мужественность. Но это процесс долгий и затратный. Если его инфантильность - следствие отсутствие каких-то навыков, а не желаемое состояние, то психотерапия может помочь ему сформировать в себе лидерские качества. Но это получится только в том случае, если мужчина сам этого хочет. Если же его устраивает ситуация, в которой женщина его содержит - нужно просто решить, готовы ли вы смириться с этим и заботиться о нем, как о большом ребенке.
| |