|
Самый титулованный новичок воронежского «Факела» рассказал о своих впечатлениях от нового клуба, о сборной Латвии, ЦСКА и других перипетиях своей карьеры.
Среди многочисленных новичков, приобретенных «Факелом» в летнюю трансферную кампанию, безусловно, выделяется латвиец Юрис Лайзанс. Опытный хавбек прекрасно знаком российским болельщикам. В начале нынешнего века игра молодого прибалтийца в составе рижского «Сконто» привлекла внимание ЦСКА. И за четыре с половиной сезона он завоевал с армейцами целый ряд трофеев, включая Кубок УЕФА. Позже в его карьере были «Торпедо» и «Ростов», «Кубань» и «Шинник». Покинув нашу страну, Юрис вернулся в Латвию, за чью сборную провел более сотни матчей. Но Россия, которую Лайзанс считает своей второй родиной, снова оказалась заинтересована в его услугах. Часть прошлого сезона он провел в Белгороде, а теперь продолжает знакомство с Черноземьем в Воронеже. ПРИГЛАСИЛИ - Я ПРИЕХАЛ - Юрис, как возник вариант вашего сотрудничества с «Факелом»?
- Ничего необычного не было. Мне позвонили, пригласили, я согласился, за пару дней утряс в Латвии кое-какие вопросы и приехал в Воронеж. Кто предложил мою кандидатуру, не знаю, а по телефону общался с Константином Сарсания. Договорились быстро, согласие на переход я дал сразу. Контракт рассчитан до окончания сезона.
- Не сомневались, стоит ли ехать в Воронеж? Все-таки «Факел» идет в ФНЛ на последнем месте...
- Я уже не в том возрасте, чтобы сомневаться. Приехал сюда играть, помогать команде. Не столь важно, на каком месте она сегодня. Главное - есть задача, есть серьезные руководители у клуба. - Год назад вы оказались в похожей ситуации: приехали в Белгород и попытались помочь «Салюту» остаться в первом дивизионе.
- К сожалению, такой опыт был. И закончилось все неудачно - команда вылетела во вторую лигу. На то были и объективные, и субъективные причины. Но это - в прошлом. Оглядываться назад смысла нет, нужно решать новые задачи. - Как вам атмосфера в новом коллективе?
- Нормальная, рабочая. Упаднических настроений нет, рук никто не опускает, все ребята тренируются с желанием. Находится время, чтобы пошутить, посмеяться - разрядка-то тоже нужна. Какое бы место команда ни занимала, надо делать свою работу с хорошим настроением, тогда она принесет плоды. Сейчас пытаемся наладить взаимопонимание, чтобы в оптимальном состоянии подойти к матчу с брянским «Динамо». - От спасительного 15-го места «Факел» отделяют восемь очков. Не слишком ли велик отрыв от конкурентов?
- Не будь у нас шансов, мы бы сейчас не сидели на этой базе, не тренировались. Ничего страшного нет, и подобное отставание сократить вполне реально. - Ожидали, что на товарищеский матч «Факела» с командой второго дивизиона из Старого Оскола соберется немало зрителей?
- Нет, конечно. Особенно приятно было увидеть на трибуне болельщика с флагом Латвии. Такое внимание к команде окрыляет, придает футболистам дополнительные силы. - Но болельщики в Воронеже насколько преданы «Факелу», настолько и требовательны...
- Так и должно быть! Зритель видит, как выкладываются футболисты, как играют. Наша задача проста - выходить на поле и показывать все, на что способны. Тогда болельщик ко всему отнесется с пониманием. Ведь кроме борьбы и желания, есть еще и мастерство, и удача, которая не всегда идет вместе с командой. Пока нам надо биться, сражаться, а потом и везение, и результат придут. ВОРОНЕЖ ЕЩЕ ИЗУЧУ - Нынешний сезон вы начинали в родном «Сконто». На поле появлялись регулярно?
- Постоянно, пропустил только пару матчей. А так все время играл по 90 минут. Проблем с практикой точно нет. - Знакомы с кем-то из футболистов «Факела»?
- С Денисом Клопковым в прошлом сезоне вместе выступали в «Салюте». Поверхностно знаком еще с несколькими ребятами. - Зато наверняка хорошо знаете латвийцев, выступавших в Воронеже в 1990-х. Имею в виду Олега Алексеенко, Олега Караваева и вашего однофамильца Раймонда Лайзанса.
- Честно говоря, только от вас узнал, что они выступали за «Факел». А так, конечно, знаком с ними. С Караваевым и Лайзансом успел поиграть за сборную Латвии. Оба были отличными вратарями! Кстати, Раймонд сейчас президент рижского «Олимпа» и директор детской футбольной школы. - Каковы ваши первые впечатления о Воронеже?
- Я город еще толком и не видел: пока не до этого. Надо тренироваться, набирать форму, привыкать к ребятам, тем более что в коллективе сейчас много новичков. А Воронеж еще изучу, это никуда не денется. - Ранее вы были здесь только раз - в мае 2001-го, когда «Факел» принимал ЦСКА. Тот визит в Воронеж в памяти отложился?
- Помню, что на стадион пришло очень много зрителей. А какие-то достопримечательности Воронежа не назову. Знаю только, что город большой, под миллион жителей, и, думаю, плохим он быть не может. - По сравнению с прошлым годом, первый дивизион сильно изменился, в нем появилось восемь новых команд. Представление о нынешнем турнире имеете?
- Я следил за первенством ФНЛ, смотрел отдельные матчи по телевизору. На мой взгляд, турнир довольно ровный по составу, нет пропасти между лидерами и командами, которые сегодня идут внизу таблицы. Порой все решается за счет везения, небольшого преимущества в мастерстве. Большой разницы в классе соперников я не увидел. Кто пройдет турнир ровнее и будет чуть удачливее, тот и добьется серьезных успехов. - В межсезонье вы побывали на смотринах в казахстанском «Тоболе», сыграв за него на Кубке Содружества в Санкт-Петербурге. Но в итоге контракт подписан не был. Что не сложилось?
- Руководство посчитало, что команда выступила плохо, а я нахожусь не в оптимальной форме. Что ж, таково мнение людей, принимающих решения. Достичь результата нам сложно было- в Питере собралась фактически новая команда, футболисты пополняли ее уже по ходу Кубка. Играли с листа, взаимопонимания не было. Не знаю, на что рассчитывали в этой ситуации руководители «Тобола», какие задачи ставили. БЛАГОДАРЕН СТАРКОВУ И ДЗОДЗУАШВИЛИ - Кубок Содружества сыграл большую роль в вашей карьере. Блеснув на нем в январе 2001-го, Вы вскоре оказались в ЦСКА.
- Каждый год «Сконто» очень тщательно готовился к этому турниру, рассчитывая выступить достойно. Кубок в те годы был весьма представительным, привлекал повышенное внимание. Лучшие команды бывшего СССР, включая «Спартак» и киевское «Динамо», играли сильнейшими составами, все звезды выходили на поле. Турнир являлся хорошей ярмаркой: успешно проявив себя на «Содружестве», можно было получить серьезные предложения. - Ходили разговоры, что Лайзансом тогда интересовались не только армейцы, но и другие московские команды, а также донецкий «Шахтер». Правда ли это?
- Даже и не знаю. А вот когда позвонили представители ЦСКА, мы быстро договорились. - В «Сконто» вы попали в 18 лет. Повезло, что оказались в компании столь известных латвийских игроков, как, скажем, Юрий Шевляков, Михаил Землинский или Виталий Астафьев, и под началом известного специалиста Александра Старкова?
| |