|
США отодвинули как минимум на год перспективу израильского удара по Ирану, руководство которого подозревается в стремлении обзавести ядерной бомбой.
В администрации Белого дома утверждают, что этой стране понадобится примерно год, чтобы превратить уран в опасное оружейное сырье. Руководство в Тегеране настаивает на исключительно мирном характере своей ядерной программы. Однако серия его агрессивных заявлений и неоднократные нарушения резолюции Совета Безопасности ООН отнюдь не убеждают мировое сообщество в его искренности. О реальности иранской ядреной угрозы «Вести ФМ» поговорили с директором Центра энергетики и безопасности, главным редактором журнала «Ядерный клуб» Антоном Хлопоквым.
«Вести ФМ»: Антон Викторович, добрый день. Что, по вашему мнению, может произойти в случае израильского удара?
Хлопков: На мой взгляд, вероятность такого удара в СМИ сегодня значительно преувеличена. Я думаю, что в Израиле хорошо понимают, что основная потенциальная угроза, с точки зрения возможности создания ядерного оружия, в Иране исходит отнюдь не от Бушира, поскольку технологически этот объект не пригоден для наработки оружейных ядерных материалов, даже если будет принято Тегераном соответствующее политическое решение. И это, кстати, признают и в западных столицах. В США это было публично озвучено еще в 2005 году президентом Бушем. Поэтому, на мой взгляд, переживаний в отношении возможного удара по Буширу все-таки у нас серьезных быть не должно. В то же время очевидно, что в Израиле есть озабоченность в отношении целого ряда других объектов в Иране, которые недостаточно прозрачны с точки зрения взаимодействия с международным Агентством по атомной энергии. И это, безусловно, вызывает опасения, в том числе и в Москве.
«Вести ФМ»: Израиль полагает, что иранские власти не настолько наивны, чтобы выставлять напоказ миру свои ядерные военные разработки. По мнению ряда лиц в руководстве израильского государства, если работы по созданию атомной бомбы и ведутся, то они идут где-то в засекреченном месте.
Хлопков: Я думаю, что в Израиле это хорошо знают, поскольку страна прошла схожий путь десятилетия назад. В то же время, на мой взгляд, политического решения о создании ядерного оружия в Иране еще не принято. Очевидно, что руководство страны заинтересовано в создании соответствующего технологического потенциала, то есть получении технологий, которые могут позволить наработку оружейных ядерных материалов. К слову сказать, последнее, если вывести за скобки резолюцию Совета Безопасности ООН, не запрещено международными обязательствами. Иран может производить и высокообогащенный уран, и производить плутоний, хотя надеюсь, ни одно, ни другое в ближайшее время руководство страны делать не будет.
«Вести ФМ»: Такие панические настроения в Израиле могут быть связаны с тем, что они разочарованы в поведении США, которые уже фактически готовы смириться с ядерным Ираном?
Хлопков: На мой взгляд, одна из важных составляющих израильской позиции - это оказание постоянного давления через СМИ и в США, и в европейских государствах, и в России. Безусловно, в этой связи, на мой взгляд, зачастую израильские оценки значительно преувеличивают те способности, которые существуют в Иране. Вспомним Ирак. Тогда израильские официальные оценки перед ударом завышали иракские возможности по производству плутония почти в 10 раз. Именно на основании этих оценок было принято решение о нанесении удара.
| |