|
Не пляшите на костях «Жемчужины».
Ну вот наконец-то разрешилась ситуация вокруг многострадальной «Жемчужины-Сочи» и ее несчастных болельщиков. «Будущее не за ними», «Она нам не нужна» - таким остроумными шутками и заливистым хохотком встретили известие о снятии сочинцев многие наши интернет- болельщики. Эпопея вокруг финансовых проблем президента клуба Дмитрия Якушева, длившаяся полгода, на радость футбольным маргиналам закончилась крахом.
Вот интересно, разделяли ли их чувства те болельщики, которые в разное время переживали гибель своих команд? Пермская «Звезда», «Ротор», «Динамо» Ставрополь, «Орел», «Торпедо» Москва и Таганрог, просто «Москва», «Сатурн». Те же «Химки», которых чуть с «Сатурном» не объединили. Армии поклонников этих команд сходили с ума, пили и переживали, теряя здоровье и часть своей жизни. Когда интеллектуальные пигмеи глумились в своих коментах над клубом из Сочи, думали ли они о том, что чувствуют болельщики этой команды? Знали ли они, что первое известие о возможном банкротстве клуба в марте этого года чуть не отправило на тот свет основателя местного фан-движения Олега «ФИФА»? А многие другие неделю сидели на валидоле и снотворном? Впрочем, это мало кого волнует в нашем гуманном обществе.
Итак, российский футбол потерял один из самых нестандартных и интересных проектов, причем исключительно футбольных, а если быть точнее - футбольно-коммерческих. Ибо теперь даже самый последний идиот понял, что никогда «Жемчужина» не была «политпроектом». Хотя могла таковым стать, если бы подняла вселенский крик «Помогите!». Но не подняла.
Признаюсь честно, работая в клубе на должности директора по пиару и маркетингу, в момент первого кризиса предлагал в качестве жеста отчаяния написать черновик письма к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру страны Владимиру Путину. Но и менеджмент клуба, и его фанаты категорически не согласились. Клуб хотели спасти своими силами. Якушев вел переговоры со многими крупными бизнесменами, банками, ходил к городским и региональным властям, для которых он много сделал, финансируя не только футбольный проект, но и другие виды спорта, рекламируя Сочи и весь регион. Никому, кроме частного бизнесмена Якушева, футбольный проект в таком продвинутом и заваленном деньгами олимпийском регионе оказался не нужен.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что хозяин клуба не рассчитал силы и средства, обвинять его в том, что слишком много вложил в рекламу, что не работал так, как обычно принято в первом дивизионе, что не усиливал спортивную составляющую. По каждому из этих вопросов у меня есть свое мнение.
Силы и средства Якушев рассчитал. Он один из немногих, кто разработал пятилетний план развития клуба. И он прекрасно знал, принимая команду в 2008 году, что вторая лига обойдется в 5 миллионов долларов в год (кстати, были погашены все долги прежней «Жемчужины», включая и пикантные задолженности), первый дивизион - миллионов в 20, а премьер-лига - в 40-50. Просто хрупкой величиной у нас является не строка расходов на клуб, а сам бизнес, который может гикнуться в любой момент, особенно если он довольно крупный.
На памятную всем рекламу было затрачено порядка 2 миллионов долларов, причем не из клубного, заранее согласованного бюджета, а из личного кармана амбициозного главы. Что, в принципе, одно и тоже, но предприниматель как хочет, так свои деньги и тратит. Кстати, не менее памятные билборды на Рублевке, по слухам, не стоили казне оранжевых ни копейки. Говорят, помогли друзья из этой области бизнеса, или стороны сошлись на бартере. Тем более, что все затраты на рекламу соответствовали стоимости двух-трех не самых плохих, но и не самых «звездных» игроков уровня первого дивизиона. Или двух с половиной автобусов, на которые клуб потратился, чтобы футболисты перемещались по городу и отправлялись на выезды в приличных условиях. Зато клуб успешно раскрутил свой бренд, и эта акция должна была дать жизнь десятку попутных проектов команды.
Что касается известной формулы существования команд первого дивизиона, то Дмитрий Якушев серьезно требовал искоренения практики «работы» с судьями и «специалистами тонкого профиля», выводящих коллективы на более высокий уровень. Наверное, поэтому в конце прошлого года «Жемчужина-Сочи» была угрохана судьями в четырех выездных матчах во Владивостоке, Хабаровске, Набережных Челнах и Нижнем Новгороде. А в нынешнем сезоне оранжевых «хлопали» с большой регулярностью уже не только на выезде, но и дома. Отчего главный тренер Станислав Черчесов кипел, как самовар, и как только не взорвался, уму не постижимо.
Что касается спортивной составляющей, то здесь все было исправлено в 2011 году. После вызывающей много вопросов тренерской рокировки прошлого сезона: Олег Василенко - Зураб Саная - Олег Василенко (с головомойкой во всем тренерском штабе и коллективе футболистов, что, скорее, и привело к восьмому месту по итогам первенства) были сделаны правильные выводы. Селекция нынешнего сезона была впечатляющей.
Ошибки возникли и в результате неопытности, и на волне эйфории, которая неизбежна в любых, поначалу успешно стартующих проектах. Топ-менеджеры не нашли мощного коммерческого директора - так хозяин, вроде, и не бедствовал. Сняли в рекламе Ксению Собчак, не подумав, что ее репутация вызывает даже у собственных болельщиков много вопросов. Обидели молодого интеллигентного тренера Василенко, заменив его на Саная, который был приглашен в клуб самим Василенко. А потом вернули все обратно, обидев уже Саная.
Пафосно перессорились с несколькими влиятельными сочинскими людьми, хотя многие вопросы с ними могли бы решить. Устроили в день матча с «Аланией» осетинский праздник, невольно испортив настроение своим болельщикам, которые чувствовали себя не на родном стадионе, а в гостях. Держали в напряжении и неведении футболистов и тренеров в самые тяжелые моменты, фактически переложив свою профессиональную ответственность на хозяина, искавшего себе подмогу за пределами Сочи. Чуть не назначили генеральным директором 23-летнюю секретаршу...
Зато менеджмент команды был молод, прогрессивен и образован. С ним приятно было иметь дело в клубных делах, на собраниях лиги, на страницах СМИ. Была создана детско-юношеская школа, в первенство края заявили дублирующий состав «Жемчужины». Клуб разработал систему идеологии и клубной философии. Позиционировал себя модным и стильным, работал с профессиональными имиджмейкерами, культовыми режиссерами, популярными личностями.
Отсутствие работы с судьями вызывало шок у специалистов, зато симпатии у журналистов и болельщиков. Концепция попутных проектов и вовсе стала революционной в российском футболе. Якушев выиграл тендеры на строительство торгово-развлекательного комплекса «Мандарин» и отеля «Хилтон» в Адлере, построил пляж «Жемчужина-Сочи». Был разработан план приобретения консалтинговой, туристической, фитнесс-компаний, экологического такси, пивного завода - и все объекты с логотипом «Жемчужины-Сочи».
Через год проекты стали бы приносить реальные деньги в казну клуба. Вот собственно для чего так активно раскручивался бренд. Полтора миллиона рублей в месяц уже давало сотрудничество с местной торговой сетью, реализующей продукты питания в клубной оранжевой упаковке. Умелое сотрудничество со СМИ создавало позитивные настроения в обществе. Даже история с Василием Уткиным, публично отринувшим рекламное сотрудничество с клубом, завершилось тем, что именно телегигант комментировал первую трансляцию матча «Жемчужины» на НТВ-Плюс в 2010 году. Что тоже можно отнести к достижениям сочинцев.
Одним словом, клуб искал и находил, совершал ошибки и исправлял их. Был главным ньюсмейкером последних двух лет и главным претендентом на выход в премьер-лигу. Сейчас «Жемчужины-Сочи» нет. Ее пример может стать как положительным, так и отрицательным, а может быть, и нарицательным. Яркий, амбициозный проект пал жертвой российских реалий. Не топчите же его и не гогочите от радости. Знайте, что в душах многих людей он оставил радость и боль.
| |