|
В этот день ровно 70 лет назад - 8 августа 1941 года - Сталин был назначен Верховным главнокомандующим всех войск Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-Морского флота.
Подробности - в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».
Не знаешь, чему тут больше удивляться. Тому, что только спустя полтора месяца после начала Великой Отечественной войны, причем начала самого трагического и провального, Сталин, который и без этого для всех считался главным начальником, принял на себя обязанности Главкома официально? Или удивлять должно другое? Сталин сохранял за собой пост Генерального секретаря партии, Председателя Совнаркома, с началом войны добавил к ним посты Председателя Государственного Комитета Обороны и Народного комиссара Обороны. Главком, получается, уже его пятая по счету должность высшего уровня. Что ж, для режима личной власти, вроде бы, логично и естественно. Кто же еще, если не один. Однако.
Верховный Главнокомандующий во время войны - это работа для профессионала, для военного стратега. Человек на этом посту должен принимать конкретные решения, кому и где наступать, и далеко не в каждой войне пост Главкома занимали руководители государств. Так, в Гражданскую главкомами Красной армии были не Ленин, а Иоаким Вацетис и Сергей Каменев, кто бы о таковых помнил?
Впрочем, бесполезно спорить о полководческих талантах Сталина. Апологеты «хозяина» убеждены в его гениальности. Их не убедит даже маршал Жуков, который в своих воспоминаниях прямо пишет, что в 1942 году, приказав перейти в наступление по всему фронту, в Крыму, под Харьков, подо Ржевом и на Волховском фронте, Сталин совершил как раз стратегическую ошибку, которая привела немцев к Сталинграду. Да, и на завершающей стадии Сталинградской битвы, сосредоточив против попавшей в окружении 6 армии Паулюса - явно избыточные силы, 5 армий, Сталин фактически предоставил немцам возможность вывести с Северного Кавказа две другие армии, и избежать еще более масштабного окружения.
Не менее важно, что Сталин как главком создал такую вертикаль управления боевыми действиями, при которой ни один из командиров на своем месте практически не воевал. Речь не о самом Сталине, он как раз на фронте был всего два раза, как раз в начале 1942 года, в ожидании успехов... Зато представители ставки, тот же маршал Жуков, постоянно выезжали в войска. Сидели в штабе фронта. Командующий фронтом перемещался контролировать и подгонять командарма, тот, в свою очередь, выезжал в свою передовую дивизии, комдив которой оказывался на КП полка, командир полка на КП батальона. В результате срок жизни комбат на передовой - всего месяц, а командира роты - 10 дней. Малой кровью Сталин воевал только на словах.
| |