|
Обвальным падением начали неделю мировые финансовые рынки. На биржах Уолл-стрит введен особый режим, который позволяет в любой момент остановить торги. Решение агентства Standard & Poors лишить США наивысшего кредитного рейтинга выбило у биржевых торговцев почву из-под ног.
Этот обвал на мировых фондовых площадках все ждали. Биржевые индексы в Азии потеряли сразу больше четырех процентов. Для Японии, Гонконга, Южной Кореи годовой минимум сродни цунами. Снижение котировок произошло и на Ближнем Востоке. Европа реагирует спокойней. За несколько часов до открытия бирж в игру вмешался европейский Центробанк. А Николя Саркози и Ангела Меркель даже выступают с совместным заявлением: объединенная Европа выкупит внешние долги Италии и Испании. На это ежедневно планируется тратить почти два с половиной миллиарда евро в сутки.
«Слава Богу, черного понедельника не случилось. Похоже, что рынки готовы принять предложенные меры, и политики делают все возможное, чтобы успокоить рынки», - говорит биржевой торговец Роберт Халвер.
На российских биржах с утра паники почти не было. Но стоило к вечеру открыться торговым площадкам за океаном, как молниеносные минус пять и даже почти восемь процентов. Но как еще должны были отреагировать рынки после того, как агентство Standard & Poors понизило долгосрочный кредитный рейтинг США, до этого не менявшийся 94 года!
«Если учесть, что изменятся фундаментальные факторы кредитоспособности США и в первую очередь будет достигнут компромисс по дефициту бюджета и долгу, то тогда возможно изменение рейтинга. Но вряд ли это произойдет в ближайшие месяцы или даже годы», - считает Алексей Новиков, глава представительства Standard & Poors в России.
В этой организации даже называют сроки - от 9 до 18 лет понадобится экономике США, чтобы снова завоевать доверие кредиторов. В Штатах, понятно, с этим не согласны, уверяя, что эксперты в своих расчетах явно что-то напутали.
«Я считаю, что S&P просто хотелось сыграть на нервах, сообщить, что в целом что-то идет не так, задеть американское самоуважение, заставить попсиховать. США смогут выплатить любой свой долг, поскольку всегда могут напечатать еще денег. Так что вероятность дефолта ноль», - говорит Алан Гринспен, в 1987 - 2006 годах глава Федеральной резервной системы США.
Слышать такое из уст уважаемого за океаном экономиста по меньшей мере странно. Ведь что такое «напечатать деньги», которые ничем не обеспечены, кроме огромного долга в 14 триллионов 600 миллиардов? Только новый виток инфляции.
Китай, как главный держатель американских долговых обязательств - их у него больше чем на триллион долларов - снова призывает Вашингтон научиться жить по средствам: сократить гигантский военный бюджет и раздутые программы социального благосостояния. Но Штаты на это никогда не шли и вряд ли пойдут сегодня, в предвыборный год.
«Огромное количество финансовых инструментов - фьючерсы на нефть, акции компаний, сырьевые индексы - номинированы в долларах. Это и определяет роль доллара и его стабильность в мире», - говорит Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-банка, в 2004-2007 гг. - руководитель федеральной службы по финансовым рынкам РФ.
Сегодня по отношению к рублю доллар только подрос, впрочем, как и евро. По словам аналитиков, это только начало. Ведь российская валюта в первую очередь зависит от цены на нефть. А из-за того, что у главного мирового потребителя нефти - США - денег на ее покупку больше нет, цена резко упала. И только золото дорожает. Общий резкий спад на мировых биржах уже назвали сигналом к началу новой волны мирового финансового кризиса. Некоторые, впрочем, считают, что он никуда и не уходил. Просто он хорошо замаскировался под обильными госрасходами американцев и европейцев, которые привыкли жить в долг.
| |