|
Мир пытается прийти в себя после того, что творилось на рынках весь понедельник. После того, как Соединённые Штаты, важнейшую экономику мира, убрали из верхней строчки кредитного рейтинга, а произошло это ещё в воскресенье, остальные экономики запаниковали.
Показатели деловой активности показывали худший результат за последние годы. Не стали исключением и российские, и европейские площадки.
И, несмотря на заверения американского президента, что ничего мол страшного, выкарабкаемся - доверие к звёздно-полосатой экономике сильно пошатнулось.
Многие экономисты при этом сказали, всё к тому и шло, почему столько удивления? И не разделили массовую депрессию на рынках. А вот стал ли этот понедельник черным для Старого Света?
Еще в пятницу стало ясно: ничего хорошего от понедельника ждать не придется. Известие о снижении кредитного рейтинга США стало бомбой замедленного действия. Пока не открылись первые торги, никто не мог даже предположить насколько серьезно отреагируют рынки. Первые же известия с Востока показали, что волна недовольства, если еще не превратилась в цунами, но, очевидно, набирает силу: Япония, Гонконг, Южная Корея и Индия продолжили падение, начавшееся на прошлой неделе. Это отразилось на настроении.
Европейских трейдеров, к тому же у Европы есть проблемы посерьезнее заокеанских: итальянские и испанские долговые обязательства становятся на рынках все более дорогим товаром, финансисты не верят, что политикам удастся спасти третью и пятую по величине европейские экономики, уже зараженные «греческой чумой». За несколько часов до открытия бирж в игру вмешался европейский Центробанк: в ночном коммюнике Жан-Клод Трише дал понять инвесторам, что Франкфурт готов начать скупать долги Рима и Мадрида. Индексы осторожно поползли вверх.
«Слава Богу, черного понедельника не случилось, похоже, что рынки готовы принять предложенные меры и политики делают все возможное, чтобы успокоить рынки», - говорит трейдер Роберт Халвер.
Размеры интервенции не разглашаются, но эксперты полагают, что речь идет не менее чем о двух с половиной миллиардах евро в сутки, и надолго этих вливаний не хватит: размер только итальянского внешнего долга - почти два триллиона. Таких денег в европейской кассе взаимопомощи сейчас нет.
Да и самой кассы, по сути, тоже. Европейский фонд финансовой стабильности, о создании которого главы стран еврозоны договорились 21 июля в Брюсселе, не начнет работать, пока решение не ратифицируют все европейские правительства, а этот процесс может занять месяцы. Успокаивать инвесторов - работа политиков.
«Мы не допустим слабости в реализации июльских соглашений, не должно быть ни малейшего сомнения, что это произойдет. Странам нужно время, чтобы запустить антикризисные программы», - заявил Франсуа Баруан, министр экономики Франции.
Трейдер Уилл Хедден считает: «Нам нужно проделать еще очень большой путь, проблемы в еврозоне остаются, проблемы в Америке никуда не делись. К тому же в США скоро выборы и это тоже влияет на рынке, в общем, не думаю, что мы сейчас можем расходиться на каникулы».
Инвесторы продолжают избавляться от долларов и уходить из нефти в золото - это обычная страховка, на черный день, который сегодня куда ближе, чем даже неделю назад.
Решение европейского Центробанка искусственно поддержать спрос на облигации Италии и Испании аналитики уже сравнивают с использованием лейкопластырей для лечения открытой раны. Это поможет, но ненадолго. Второй виток мирового кризиса еще не наступил, но на рынках его уже предвкушают. А в случае с глобальной экономикой, одних ожиданий иногда оказывается достаточно.
| |