|
Практически одновременно пришло две новости. Первая: национальный олимпийский комитет США (USOC) готов пересмотреть условия распределения доходов от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр на территорию США и спонсорских соглашений, заключаемых МОК. Вторая: Олимпийский комитет России (ОКР) приступает к реализации маркетинговой программы, призванной заработать миллионы для отечественных олимпийцев и федераций по видам спорта.
Что эти новости объединяет? Прежде всего устремленность обоих проектов в будущее. Увы, неопределенное.
USOC на протяжении уже многих лет получает 12,75 процента от той суммы, за которую МОК продает права на трансляцию Олимпийских игр на территорию США, и 20 процентов от всех глобальных спонсорских соглашений МОК. Это давно вызывает раздражение остальных национальных олимпийских комитетов - по той простой причине, что всем им вместе достается от доходов МОК меньше, чем одним только американцам. Явная несправедливость!
Тема уже несколько раз была предметом переговоров. И вот наконец в прошлом году, после очередного раунда дискуссий, президент USOC Ларри Пробст дипломатично заявил: «Я рад, что прогресс в нашем сотрудничестве с МОК дошел то такой точки, когда мы можем начать существенно продвигаться вперед по ряду тем, которые были источником напряжения».
Правда, продвигаться решили не сразу, а с 2013 года. А чтобы олимпийская семья окончательно не взбунтовалась, USOC пообещал перечислить МОК 18 миллионов долларов - «на покрытие административных вопросов, связанных с проведением Олимпийских игр».
Прошел год. За это время МОК успел продать NBC право на трансляцию Игр 2014 - 2020 годов на территорию США (что обошлось телекомпании в 4 миллиарда 380 миллионов долларов), а также заключить целый ряд контрактов со своими глобальными спонсорами. На тот же срок. Кто силен в математике, может подсчитать гарантированные доходы американских олимпийцев на ближайшие девять лет. А также их перспективы на последующий период. Ведь, сообщая об очередном прогрессе в переговорах, стороны отмечают: новая формула, которую сейчас разрабатывают, будет применяться только после 2020 года. А смысл ее в том, что существующие проценты будут действительны до достижения определенной суммы, после чего станут применяться понижающие коэффициенты. Теперь предстоит определить, о какой именно сумме идет речь.
...Чтобы компенсировать дефицит поступлений, на потенциальном интересе бизнеса к своим олимпийцам решил зарабатывать и ОКР. Там создали Автономное некоммерческое объединение «Спорт высших достижений», которое, по замыслу авторов проекта, на определенных условиях должно приобретать у федераций по видам спорта права на рекламу спортсменов, а затем выгодно продавать их в рамках программы «Олимпийская сборная России».
Идея похвальная, во многом копирующая аналогичную модель, которую с успехом применяют в США. Но на пути ее реализации предвидятся проблемы. Одна из них состоит в том, что исключительными правами на рекламу звезд российского спорта обладают отнюдь не федерации, а различные агенты и международные маркетинговые агентства. То есть надо либо вкладывать большие средства в раскрутку тех, кто свободен, либо терпеливо ждать, когда появятся новые Шараповы, Овечкины, Исинбаевы.
Вторая сложность заключается в особенности экономических отношений в нашей стране. Почему NBC платит миллиарды за права на олимпийские трансляции в США до 2020 года, а у нас никто пока не купил даже право на показ зимних Игр в Сочи? Почему среди российских спонсоров Оргкомитета этих Игр, за единичными исключениями, только компании, принадлежащие государству? Причем такие, которым для продвижения бренда, реализации своей продукции реклама в общем-то не нужна. Если им скажут дать денег олимпийцам - конечно, дадут. Как это уже много раз бывало. Но вступать в рыночные отношения у них нет нужды.
Другое дело - частный бизнес. Samsung получил мировую известность после того, как стал спонсором Олимпийских зимних Игр 1998 года в Нагано. VISA захватила огромную долю рынка после того, как American Express отказался стать партнером МОК по программе глобального спонсорства. Недавно в число глобальных спонсоров МОК вошла корпорация DOW Chemicals, и ее руководители открыто говорят о том, что сделали это для того, чтобы заметно увеличить объемы продаж в России. Тогда как среди отечественных компаний широко известен только один подобный пример - Bosco Sport, которой действительно приходится конкурировать в своем сегменте рынка.
Можно предположить, что новая программа ОКР начнет приносить доходы, если это вообще произойдет, не раньше, чем USOC удовлетворит запросы МОК. А пока она требует вложений. Если верить тому, что рассказали по телевидению, только разработка логотипа проекта «Олимпийская сборная России» обошлась в 120 тысяч евро. При этом сам логотип - раскрашенная в триколор медвежья морда в анфас - удивительным образом напоминает логотип ведущей политической силы страны. Вряд ли он как товар заинтересует зарубежных партнеров. Да и насколько это этично?
Александр РАТНЕР
| |