|
«Застрельщиком интервенционистского подхода является Саманта Пауэрс, старший директор Совета национальной безопасности, близкая к президенту Обаме», - пояснил газете ВЗГЛЯД ведущий американский эксперт Ариэль Коэн, аналитик фонда «Херитедж». Так он прокомментировал создание Агентства по предотвращению злодеяний, которое сможет инициировать интервенции США по всему миру.
Напомним, что в конце прошлой недели Барак Обама подписал указ о запрете на въезд в США всем, кто причастен к нарушению прав человека.
К числу тех, кому запрещается въезд, относятся все иностранцы, которые планировали, приказывали или помогали осуществлять массовые акты насилия против гражданского населения по признакам расовой принадлежности, пола, сексуальной ориентации, принадлежности к определенным племенным и социальным группам, а также по политическим воззрениям. Также запрещается въезд всем лицам, причастным к военным преступлениям.
Контролировать исполнение указа будет госсекретарь США Хиллари Клинтон, на которую возложены функции определять, какие именно граждане зарубежных государств не должны появляться на территории США. Как отмечают некоторые эксперты, это решение совпало со скандалом вокруг «списка Магнитского».
Обама также создал Совет по предотвращению массовых злодеяний (Atrocities prevention board), куда войдут представители 14 министерств и агентств, которые сформулируют во всеобъемлющем обзоре дальнейшие меры по глобальному наступлению на нарушителей прав человека. В отношении некоторых государств эксперты в новосозданном совете рекомендуют оказывать давление вплоть до отправки туда миротворческой миссии и военного контингента для предотвращения геноцида.
Ведущий американский эксперт Ариэль Коэн, аналитик фонда «Херитедж» («Наследие») в интервью газете ВЗГЛЯД пояснил, что прежде попытки США повлиять на ситуацию в Ливии и Сомали провалились; чтобы избежать этого в будущем, администрация пошла на создание Агентства по предотвращению злодеяний в США. По его мнению, меры, которые предстоит сформулировать, будут, в основном, все же не военными, а юридическими, и в этом направлении США планируют сотрудничать с европейцами, в частности с Евросоюзом и Международным судом в Гааге.
ВЗГЛЯД: Господин Коэн, Барак Обама подписал указ, запрещающий въезд в США лицам, подозреваемым в нарушениях прав человека и геноциде. По каким критериям госсекретарь США Хиллари Клинтон, на которую возложены эти функции, будет отсеивать неугодных гостей?
Ариэль Коэн: За появлением декларации президента стоит перспектива ухода США из Афганистана и Ирака, а также попытка блокировать масштабные нарушения прав человека в Сирии. Учитывая, что присутствие Америки в этих регионах не вечно, а направлять войска в Сирию США пока не намерены, это позволит создать некий юридический инструмент влияния в рамках внутреннего и международного права.
Тем людям, которые будут замечены в злодеяниях, то есть в пытках и массовых убийствах гражданского населения, будет запрещено въезжать в страну. К сожалению, прецеденты въезда таких нарушителей в Штаты были. В частности, после развала режима Менгисту в Эфиопии весной 1991 года. Были случаи, когда в страну эмигрировали пособники нацистов после Второй мировой войны. Некоторые из них потом предстали перед американским судом или были выданы в европейские страны, где их судили.
ВЗГЛЯД: Обама также создал Совет по предотвращению массовых злодеяний (Atrocities prevention board), куда войдут представители 14 министерств и агентств, которые сформулируют во всеобъемлющем обзоре дальнейшие меры по глобальному наступлению на нарушителей прав человека. Какими могут быть эти меры? А.К.: В основном, юридические. Попытки США повлиять на ситуацию мы видели в Ливии. Однако пока они малоэффективны. Ранее подобные миссии провалились в Сомали. За уничтожение трети населения Камбоджи, около миллиона человек, перед судом понесли ответственность всего несколько представителей «Красных кхмеров».
Только операция в Боснии считается более успешной: там были спасены тысячи боснийских мусульман от подозреваемых в военных преступлениях лидеров Республики Сербской и генералов армии Сербии, таких как Радован Караджич и Ратко Младич. Чтобы избежать всего этого в будущем, администрация пошла на создание такого Совета.
ВЗГЛЯД: В отношении некоторых государств в Совете рекомендуют оказывать давление вплоть до отправки туда миротворческой миссии и военного контингента для защиты людей. Как это согласуется с международным правом?
А.К.: Этот орган может вписаться в рамки международного права. За это ратуют сторонники интервенционистского подхода в администрации. Необходимо отметить, что это не только инициатива Вашингтона. С 2000 года создается доктрина, называемая «Обязанность защищать», и соответствующее международное законодательство в рамках ООН. Люди в администрации Обамы, которые поддерживают развитие международного права в рамках ООН, являются своего рода застрельщиками этого подхода.
В этом направлении США будут сотрудничать с европейцами, в частности с Евросоюзом и Международным судом в Гааге. Этим займутся высокопоставленные чиновники - те люди, которые стоят за отправкой миротворческих военных миссий для защиты людей от геноцида и военных преступлений. Их имена широко известны. Например, гарвардский профессор Саманта Пауэрс, старший директор Совета национальной безопасности, близкая к президенту Обаме, которая пытается развить тот самый новый раздел международного права «Обязанность защищать», о котором я уже сказал.
ВЗГЛЯД: Действительно ли инициатива президента Обамы по поводу списка невъездных отчасти вызвана скандалом вокруг "списка Магнитского"?
А.К.: Нет, прямой связи со "списком Магнитского" здесь нет. Тем не менее решение Госдепа вписывается в общую политику по ограничению въезда в США нарушителей прав человека.ВЗГЛЯД: Кремль пообещал ответные меры. Могут ли они затронуть те области, где сотрудничество США и России наиболее эффективно, например по Афганистану? А.К.: Сворачивать сотрудничество с США по Афганистану не входит в интересы России, прежде всего, в Средней Азии и на Северном Кавказе. Без него повысятся шансы движения «Талибан» прийти к власти в Афганистане. Это невыгодно и союзникам России в Центральной Азии, находившимся под давлением «Талибана» в 1990-е годы. А Москве, возможно, придется их защищать.
ВЗГЛЯД: Подпись этого документа имеет связь с предстоящими президентскими выборами? Это поднимет рейтинг Обамы? А.К.: На популярности Обамы внутри страны это вряд ли отразится. Такую инициативу могут принять с воодушевлением лишь активные сторонники расширения применения международного права. А тех, кто следит за развитием международных событий, в стране отнюдь не большинство. И даже среди них сторонников такого активистско-глобалистского подхода, скорее всего, меньшинство. Народ больше волнуется по поводу безработицы и растущего госдолга.
| |