|
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры подводит итоги 45-летней деятельности. В этом году ВООПИиК впервые узнало, что о культурном наследии думает население страны. В семи исторических городах России опрошены 200 человек, в каждом - по 10 экспертов. Цель исследования - понять, насколько люди информированы о проблемах сохранения культурного наследия.
Ни один из них друг о друге не знал, староста храма и президент Российской Академии архитектуры - воины той когда-то огромной армии. В 70-х во Всероссийском обществе охраны памятников состояло 10 миллионов человек, двое впервые увиделись лишь здесь - в месте, за которое общество билось годами. Храм был основан еще в 1370-м племянником Сергия Радонежского преподобным Федором, вот фреска на этот сюжет. Храм был закрыт в 20-х, изуродован в 30-х, оставался таким до недавнего времени.
«Это была компрессорная, тут стояли корабельные дизели, сжатый воздух, энергетика для производства», - рассказывает Игорь Хандий, староста храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Компрессорный цех завода «Динамо» разобрали, стены реставрировали. Храм, где находятся захоронения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби выстоял, но эта, одна из последних и больших побед ВООПИиК как-то теряется на фоне еще больших поражений.
«Наследие России, которое, с одной стороны, велико, а с другой стороны - столь хрупко и, к сожалению, особенно в последние годы исчезает со страшной быстротой, от одного до трех памятников в день исчезают в России по сведениям ВООПИиК», - говорит президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев.
С начала года шел опрос жителей 7 исторических городов. О богатом наследии страны говорят все и везде, но голосуют за торговые центры, моллы по посещаемости - одни из самых популярных. В Нижнем Новгороде лишь треть называет кремль главным символом. Только 8 процентов жителей Иркутска считают его историческим, у большинства город ассоциируется с грязью, и лишь потом вспоминается озеро Байкал. Калуга, трижды стоявшая на страже Москвы - во время татаро-монгольского ига, войны 1812-го и Великой Отечественной - этой истории словно тоже не видит.
«Приезжали калужане, они продвигают SPA-отель. Какие SPA-отели в Калуге? Вот вам бренд города, то же самое в Твери», - жалуется Ольга Зубкова, член секции по популяризации памятников истории и культуры ВООПИиК.
В Твери нет кремля, но самой историей создан другой туристический бренд - дорога из Петербурга в Москву, Путевой дворец, куда великая княжна Екатерина Павловна перевозила весь двор, в самой области - 170 усадеб. Знают об этом лишь специалисты. Только 2 процента взрослых могут провести экскурсию, у половины населения знания о памятниках - фрагментарные, у 17 процентов - высокие, но эти 17 с высокими знаниями не желают лично участвовать в акциях по охране наследия. Эти результаты, конечно, не подарок к 45-летию, но сейчас ВООПИиК хотя бы будет знать - от кого можно ждать помощи, а где их так и не услышат.
| |