|
Адвокат Константина Колояна, осужденного на четыре года по делу о хищении у «Росвооружения» $120 млн, подал надзорную жалобу на приговор. Как удалось выяснить «Росбалту», бывший музыкант Колоян, работавший в «Моснацбанке» курьером с окладом в $300 и живший в коммунальной квартире, оказался единственным, кому приходится отвечать за одну из самых громких афер 1990-х годов.
В апреле 2010 года Следственный комитет РФ объявил о серьезных сдвигах в деле о хищении $120 млн у «Росвооружения» - задержании одного из двух основных фигурантов Константина Колояна, «скрывавшегося от следствия более девяти лет». Спустя год тот же СК РФ и Генпрокуратура заявили, что материалы о беспрецедентном хищении переданы в суд. Казалось бы, большой успех правоохранительных органов - спустя столько времени довели до приговора громкое дело. Однако, как удалось выяснить «Росбалту», перед служителем Фемиды предстал обычный курьер банка. Все организатора аферы почему-то так и остались недоступными для следствия.
По данным агентства, Константин Колоян родился в семье известного скрипача, солиста Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио Константина Колояна, который в 1995 году был даже награжден президентом орденом Почета. Колоян-младший тоже стал профессиональным музыкантом, но таких успехов, как отец, достичь не смог. После развала СССР он пытался заниматься коммерцией, торговал линолеумом, однако вырученных денег на жизнь не хватало. В 1996 году знакомые предложили ему устроиться курьером в Московский национальный банк, где сами трудились в этой же должности. После небольшого собеседования Константина приняли на работу, ему выдали пропуск, а каждый месяц в бухгалтерии выплачивали оклад в $300. Правда, официально он оформлен в банке не был - это объяснялось спецификой деятельности кредитного учреждения и его курьеров.
АКБ «Московский национальный банк» был создан в 1993 году, его акционерами стали «Зарубежнефть», «Проммашимпорт» и «Росвооружение». Последняя госкомпания имела счета в Моснацбанке, а ее средства, как выяснило следствие, разворовывались при помощи нехитрых схем. Моснацбанк выдавал различным российским предприятиям кредиты, поручателем по которым почему-то выступало само «Росвооружение». При этом кредитные деньги, по версии следствия, принадлежали тому же «Росвооружению». Фактически госкопорация сама себе гарантировала возврат займов. Почти ни один из этих кредитов так и не был погашен.
Также банк ссужал деньги «Росвооружения» оффшорам. В октябре 1996 года заместитель председателя правления «Моснацбанка» Юрий Симоненков отдал подчиненным распоряжение заключить договор о выделении крупного кредита банку «АКО Банк Корп» (Республика Науру). На основании этого договора сомнительной структуре было выделено в общей сложности $50 млн. А 31 июля 1997 года Симоненко принял решение выдать кредит на $68,6 млн другому банку из Республики Науру - «Вексмарк Банк инк».
При этом деньги пределы самого финансового учреждения не покидали. Они переводились на счета заемщиков-российских предприятий и оффшоров - все в том же Моснацбанке. А дальше к работе подключались курьеры (всего их было более десяти). Им выдавали поручительства от имени руководителей структур - получателей кредитов, по которым курьеры забирали в кассе Моснацбанка деньги наличными и отвозили топ-менеджерам банка, имевшим отдельные офисы.
В частности, Колоян исполнял поручительства «АКО Банк Корп». После того как на счет этой структуры под видом кредита начали поступать деньги, Константин два-три раза в неделю получал в кассе Моснацбанка в среднем в $200-300 тыс. и в одиночку доставлял их Симоненкову, начальнику отдела неторговых операций и ряду других руководителей банка. Когда суммы были совсем крупными (иногда они достигали $1 млн), Константина сопровождал охранник банка. Всего, по версии следствия, через Колояна было обналичено $11,4 млн.
В 1998 году Моснацбанк рухнул, и Константин Колоян опять остался без работы. К тому времени он встречался с гражданкой Молдавии. В результате Колоян сдал свою комнату в коммуналке и уехал с возлюбленной в Приднестровье. Там на средства, полученные по почте от арендаторов столичной жилплощади, можно было вполне нормально жить. А вскоре после этого Генпрокуратура возбудило уголовное дело о хищении у «Росвооружения» $120 млн - средств, выданных Моснацбанком в качестве кредитов оффшорным банкам. И это явно не вся сумма, разворованная в то время. Так, преемник «Росвооружения» ФГУП «Рособоронэкспорт» в рамках дела подало к бывшему курьеру Колояну иск на 577 млн рублей. Впрочем, на слушания представители ФГУП не явились, поэтому судья оставила иск без рассмотрения.
Расследование самого дела шло, мягко говоря, странно. Обвинения были предъявлены только двум людям, находившимся в тот момент за пределами России: перебравшемуся в Приднестровье Колояну и уехавшему сначала в США, а потом в Европу Симоненкову. В отношении председателя правления банка Ашота Егиазаряна (сейчас он находится в международном розыске за крупное мошенничество) было вынесено отказное постановление. Руководству «Росвооружения» никаких претензий вообще не выдвигалось. Главными подозреваемыми все эти годы были оставшиеся в России курьеры и кассиры банка. Однако потом дело в отношении них закрыли за истечением срока давности. Несколько лет назад Симоненков был задержан по запросу из России в Германии. Однако местные власти отказали в его экстрадиции.
И тут объявился Колоян. По словам его адвоката Андрея Блинова, Константин все эти годы не подозревал, что его объявили в розыск. Весной 2010 года он решил узаконить свои отношения с возлюбленной, но на руках имел просроченный паспорт. Колоян отправился в российское посольство, чтобы узнать, как поступить. Там ему посоветовали приехать по месту прописки в Москву и обменять паспорт - и тут же передали в правоохранительные органы информацию о том, что «засветился» разыскиваемый человек. Ничего не подозревавшей Константин купил на свою фамилию железнодорожный билет из Молдавии в российскую столицу, а по пути его сняли с поезда сотрудники спецслужб. Вот так и была проведена успешная операция по поимке фигуранта громкого дела.
Колоян активно сотрудничал со следствием, подробно рассказывал, кто в банке давал распоряжения получать деньги в кассе, кому он их отвозил и т.д. Он попросил, чтобы его дело рассматривалось в особом порядке. В результате Басманный суд счел его виновным в соучастии в растрате (ст. 33 и 160 УК РФ) денег «Росвооружения» и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в 300 тыс. рублей. У защитника и самого Колояна такое решение вызвало возмущение, и они подали кассационную жалобу.
Колоян, в частности, выразил недоумение по поводу того, что «основные фигуранты дела известны следствию, находятся на свободе и не привлекались к уголовной ответственности», а отвечать за все пришлось только ему - рядовому курьеру. Адвокат Андрей Блинов, в свою очередь, указал в жалобе, что приговор несправедлив, поскольку роль Колояна при получении денег была незначительной, а о том, что их собираются похитить, его доверитель не знал. Но Мосгорсуд недавно оставил приговор Басманного суда в силе. Сегодня Андрей Блинов подал в президиум Мосгорсуда надзорную жалобу на такое решение.
«Так вышло, что все значимые фигуранты этого дела продолжают оставаться на свободе. Причем их фамилии фигурируют и в приговоре, и в обвинительном заключении, - отметил в интервью корреспонденту "Росбалта" Андрей Блинов. - Получается какой-то нонсенс. Организаторы и исполнители аферы известны, но их к уголовной ответственности не привлекают. А Колоян, которому следствие отводит незначительную роль пособника, находится в тюрьме».
Александр Шварев
| |