|
Чем еще новое поколение отличается от предыдущего?
Поработав по заданию редакции один день в школьном лагере, я сделала для себя несколько открытий. Оказалось, школьники совсем не знают дворовых игр, которые, как мне казалось, известны всем детям. Между собой тоже мало общаются. И отвечая на мой вопрос, чем вы занимаетесь дома на каникулах, все (!) дети ответили, что сидят у компьютера или играют с телефоном. Вот оно, новое поколение, взращенное на высоких информационных технологиях. Об этом мы поговорили с начальником отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования, психологом-консультантом Еленой Осиповой.
- Почему современные дети не играют в дворовые игры?
- Когда мы играли в игры, нам эти игры кто-то передавал. Нас учили старшие дети, а сейчас даже старшие дети сами не знают, как и во что можно играть на улице. Родители дворовым играм тоже не учат в силу своей занятости. Сказать, что дети вообще не играют во дворе, тоже не совсем правильно. Они играют, но мало. Детей на улице сегодня в два-три раза меньше, чем 10 лет назад. Ситуация немного другая, родители боятся отпускать детей на улицу, потому что там небезопасно, им страшно за их жизни, поэтому детское общение во дворе и ограничивается. Современные родители - это поколение 90-х годов, а это время, когда в принципе и прекратились игры на улице и в каждом доме появлялся компьютер. Тот период, когда росли мы, социальная ситуация была совершенно другая, были только телевизор и радио. А так как сегодняшний мир наполнен компьютерами, всевозможными гаджетами и другой техникой, ребенок адаптируется к ним. И это совершенно естественный процесс.
- А есть игры, в которые дети должны играть обязательно?
- Мальчишки обязательно должны играть в войнушку, а девочки в куклы. И они сейчас это делают, но по-другому, на компьютере. Смысл игр не изменился, поменялась только оболочка.
- Почему дети нового поколения так привязаны к компьютерам, а не книгам и живому общению? И можно ли говорить о том, что они воспитаются не родителями, а техникой?
- А сколько времени родители проводят у компьютера? Много. Вот поэтому и ребенок что видит, то и перенимает. Ведь дети во всем подражают взрослым. Для них взрослая жизнь - это сидение за компьютером.
Я не говорю, о том, что нужно запрещать детям пользоваться компьютером. Но нужно объяснять, что компьютер создан не только для игр, это еще и рабочий инструмент.
- Когда родители должны насторожиться?
- Если из расписания ребенка исчезает время для прогулок и игр в компании сверстников. Если этого общения нет, то родители должны его инициировать, приглашать детей в гости, устраивать праздники, иначе ребенок будет развиваться с опозданием и в будущем могут возникнуть проблемы. Таким детям будет сложнее адаптироваться в обществе, им с трудом удается сделать хорошую карьеру.
Сейчас у родителей забрали функцию просвещать ребенка, за них это делает компьютер, в меньшей степени - двор. Родители успевают только ухаживать за ребенком: обеспечить его едой, чистой одеждой и общаться на предмет «что ты делал, что поел и куда сходил». Дети владеют большей информацией, но вопрос, как они ее обрабатывают и принимают. Они все воспринимают как истину, в силу возрастных особенностей.
И еще родители должны передавать детям свой личный опыт, рассказывать, чего они достигли. Только таким образом в семье будут складываться доверительные отношения.
10 особенностей современных детей
1. Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.
2. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.
3. Дети очень образованы. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.
4. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.
5. У них есть проблема разрешения конфликтов. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.
6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.
7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в 10 - 12 и более травматично.
8. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.
10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.
| |