|
Британская полиция может обанкротиться. Дело в том, что в Англии действует специальный закон о беспорядках. Он был принят еще в 1886 году. Закон гласит: в случае нанесения ущерба собственности граждан в результате уличных беспорядков, полиция обязана выплатить денежную компенсацию.
При этом ограничений на размер выплат нет. Между тем согласно предварительным подсчетам только в Лондоне и только за первые три дня массовых беспорядков - потери граждан составили около ста миллионов фунтов стерлингов. Стоит ли России присмотреться к британскому опыту - об этом Борис Бейлин в эфире радио «Вести ФМ».
Британская полиция беспокоится не зря. Закон о беспорядках, хотя и был принят во времена королевы Виктории, не раз применялся в ХХ веке. К примеру в 1981 году после волнений в пригородах Лондона. Тогда полиция застрелила темнокожего молодого человека, а в ответ прокатилась волна погромов и грабежей. Закон 1886 года предусматривает, что компенсация выплачивается из бюджетов тех полицейских служб, которые действуют в районе произошедших беспорядков.
Пострадавшие получают право требовать с полицейских денег, если правительство официально признало факт массовых беспорядков. Кроме того, имущество должно быть повреждено или уничтожено в результате противоправных действий не менее 12 погромщиков. Если такое имущество было застраховано - компенсацию выплачивают страховые компании. Однако страховщики могут затем предъявить претензии полиции. 125 лет назад принимая закон британские парламентарии пытались таким образом наказать тех полицейских, которые не смогли предотвратить беспорядки в том или ином месте.
Не только полиция но другие государственные органы должны нести ответственность за свою нерасторопность. Причем не только в Англии, но и в России, - уверен первый зампред комитета думского комитета по безопасности Михаил Гришаков:
У нас также зафиксирована ответственность государственных органов за неисполнение своих обязанностей, но как таковой практики применения данных норм практически нет. Хотя надо отметить, что финансовая ответственность за неисполнение своих обязанностей - это один из наиболее действенных инструментов для того, чтобы госслужащие и конкретные сотрудники правоохранительных органов работали четче.
Россия могла бы использовать британский опыт, - считает председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. Причем компенсировать вред пострадавшим вследствие бездействия полиции должны в конечном счете конкретные сотрудники правоохранительных органов:
Если человека ограбили на улице и полиция не смогла предотвратить это преступлении. То я считаю, что здесь должно платить государство, а затем взыскивать с конкретного наряда, который должен был там находиться, с конкретного начальника отдела, который должен был обеспечивать охрану на данной территории. Тогда, я думаю, у нас бы не гонялись за липовыми показателями, а действительно занимались бы охраной граждан.
Отмечу, что в российском законе «О полиции» есть статья по которой «Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями или бездействием сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством. Однако судебных прецедентов по этому поводу у нас пока еще не было.
| |