|
Знаменитая «Мариинка» приняла участие в фестивале в финском городе Турку. В программе - русская и зарубежная оперная классика. Вообще-то труппа и оркестр сейчас в отпуске, но пропустить музыкальный фестиваль Валерий Гергиев и его театр не могли.
Он на ходу спрашивает - «Отдохнуть успели?» - и мимо бесчисленных коробок с реквизитом спешит дальше, на репетицию. Вообще-то «Мариинка» в отпуске, но музыкальный фестиваль в старейшем финском городе Турку Валерий Гергиев и руководимый им театр пропустить не могли.
Турку в этом году удостоен звания культурной столицы Европы. К тому же это просто традиция - на гастроли сюда петербуржцы ездят уже почти 20 лет. «Это высоко развитая музыкально страна, - отмечает художественный руководитель, главный режиссер Мариинского театра Валерий Гергиев. - Не надо думать, что раз тут живет народу столько же, сколько живет в одном Санкт-Петербурге, это совсем не периферия музыкальная. Это очень-очень продвинутая сегодня музыкальная, я бы назвал, общность».
В еще пустом зале с появлением главного дирижера - такая тишина: слышно, как музыканты переворачивают ноты. На сцене - концертная версия оперы Штрауса «Ариадна на Наксосе». Премьера этой постановки прошла в Петербурге весной. Теперь ее впервые вывезли за рубеж.
Для Марии Максаковой-младшей - внучки прославленной оперной певицы, это еще первые гастроли в качестве солистки Мариинского театра. У Максаковой - одна из главных партий. «У меня больше всего волнение - какое впечатление я произведу на Валерия Гергиева, - признается артистка. - Это самое большое волнение в моей жизни - независимо от того, в какой стране я нахожусь, в каком зале. Он гениален!»
Для любого вокалиста произведение сложное: почти два часа, много «скачков» и речевых диалогов, причем на немецком. В Турку опера на языке оригинала опять впервые, в России постановка шла на русском.
«Когда на первое место выходит слово, а не нота, не вокал, то для вокалиста это достаточно сложно, потому что это надо отказать себе в желании попеть», - поясняет Мария Максакова. «Отказать себе в желании попеть» с ее редким колоратурным меццо-сопрано довольно сложно. И зал, кажется, только этого и ждет - такого звучания.
Общая тема музыкального фестиваля в Турку - это свет. И финские организаторы с помощью метафор объясняют, почему здесь так ждали российскую Мариинку. Говорят, нет другого человека, который на сцене так светится изнутри и сам излучает сияние, как Валерий Гергиев. Сколько человек пришли посмотреть на его взлетающие над пюпитром руки - посчитать легко: в концертном холле Турку - ровно тысяча мест. И все они заняты.
«Когда на сцене Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, уже в начала концерта в воздухе чувствуются разряды тока, и зал загорается, - отмечает художественный руководитель музыкального фестиваля в Турку Топи Лехтипуу. - Мы стремимся к совершенству, поэтому пригласили сюда лучших людей в мире».
В этом зале по-скандинавски просто и даже несколько аскетично. Но каждый из солистов отметил: здесь прекрасная акустика. И аплодисменты, которыми благодарили «Мариинку», эта акустика тоже прекрасно передавала.
| |