|
Начиналось все с маленького театрального бунта. В 1947 году несколько трупп без приглашения заявились на Международный эдинбургский фестиваль, который тогда создавался на фоне послевоенной разрухи как торжество искусства, главным образом, классического.
Но некоторых не устроило, как версталась программа фестиваля, и они решили, что имеют право выступить перед публикой, даже если оказались за рамками условного формата.
На следующий год таких бунтарей оказалось больше. Потом еще больше, а через 10 лет на свет появилось «Сообщество фестиваля "Фриндж" (Festival Fringe Society), которое по сей день выполняет "заветы" той самой восьмерки театров, вошедших в Эдинбург без стука: сегодня программа крупнейшего в мире фестиваля визуальных искусств никем не курируется и ничем не ограничивается. Здесь может выступить каждый, кому есть, что сказать публике.
Само слово "fringe" давно ушло от своего первоначального значения - "находящийся на обочине" - и перенеслось общим названием на все небольшие экспериментальные театры. Демократии, подобной той, что творится в Эдинбурге в течение трех августовских недель, не найти ни на одном фестивале мира. Актеры, подрабатывающие живыми скульптурами, очевидно, съезжаются сюда со всей Европы, так же, как и малоизвестные рок-группы и уличные циркачи.
Рядом на газоне, на деревянном стуле сидит блаженного вида пожилой шотландец с закрытыми глазами как живая реклама эдинбургского общества медитации. Школьники, уставшие слоняться по городу, прожигая каникулы, кидают на землю кепки и устраивают спонтанные танцы, безголосая молодежь, желающая получить свою долю зрительского внимания, поет, жонглирует, ходит на голове или за пару фунтов заплетает косички детям.
Дети, к слову, отдельный слой публики на Fringe. Упивающиеся тем, что в городе наконец наступает всеобщий праздник непослушания, дети поют и танцуют везде, участвуют во всех шоу и выстаивают со взрослыми любые очереди. Для огромной части зрителей фестиваль - уже традиционный семейный отдых, и хотя на каждом столбе висят объявления о том, как освободить руки и найти на несколько недель хорошую няню, если ребенок научился стоять, скорее всего, ему уже предстоит вместе с родителями увидеть значительную часть фестивальной программы.
Удивительно, но, несмотря на сотни событий ежедневно - а в эти дни в шотландской столице проходит еще и фестиваль военных оркестров Royal Military Tattoo - Эдинбургу удается избежать столпотворений, и мамам с колясками здесь так же комфортно, как и глубоким пенсионерам.
Посмотрите фотоленту "Фестиваль военных оркестров Royal Military Tattoo: велосипедисты и танцоры под дождем" >>
Посмотрите видео выступления Голландского военного оркестра в Эдинбурге >>
Свою аудиторию на улицах ищут и вечные протестующие и защищающие: от проповедников до правозащитников, которые тоже часть этой фестивальной жизни. На главной улице High Street стоит девушка из "Международной амнистии", призывающая остановить политические репрессии - несколько недель спустя эта организация будет вручать здесь премию за лучший спектакль, говорящий о важности правозащитного движения.
Приходи на меня посмотреть
Отсутствие программной комиссии на Fringe не отменяет программной статистики. Фестиваль всегда был силен именно комедией, но в этом году из всевозможных жанров комедийные шоу оккупировали едва ли не треть - большинство идет с удивительными аншлагами.
Ветеран и одновременно легенда Fringe, британский актер и продюсер Гай Мастерсон (Guy Masterson) - один из редких примеров в театральном сообществе, который про фестиваль знает все. Приезжая сюда уже 18-й год подряд, он понимает, что такое быть актером, режиссером, продюсировать свои и чужие шоу и даже писать рецензии на работы своих коллег. Он отлично понимает настроение "Фринджа", его тенденции и говорит о том, что на самом деле никакого "зрительского вкуса" на фестивале нет.
Мастерсон объясняет, что популярность комедий связана с их доступностью. "Комедия сейчас настолько востребована, что все эти лица мы постоянно видим по телевизору. Разумеется, у комедии будет рекордная публика, потому что люди хотят быть уверены, что их 15 фунтов за билет окупятся", - рассказывает он в интервью РИА Новости.
Безусловно, все здесь хотят увидеть больших артистов. И публика идет на того же Мастерсона, который играет в спектакле "Шейлок" (несколько рискованный для неформального "Фринджа" выбор шекспировской темы), и на знаменитого экспериментатора Марка Алмонда, душещипательно исполняющего музыкальную драму "Десять казней" о средневековой чуме в Лондоне. Подзаголовок у безрадостной истории очень актуален в связи с происходящими в эти дни британскими беспорядками: "City in crisis". Но даже постановки таких первоклассных звезд, как Джон Малкович, вызывают весьма сдержанный восторг, в отличие от всего, что заставляет смеяться.
Уже на первой неделе фестиваля совершенно хитовым стало шоу дуэта с детского канала CBBC Дэна и Джеффа (Дэна Кларксона и Джеффа Тернера). Номинанты на самую престижную британскую театральную премию Лоуренса Оливье за 70 минут рассказывают "Краткое изложение Гарри Поттера" - всех семи книг. Шоу-то детское, но гомерический смех родителей разносится далеко за пределы театрального зала.
Еще одним безусловно привлекательным лейтмотивом нынешнего "Фринджа" стало кабаре: весело, красиво и тоже в большинстве своем смешно. Возможно, совокупляющиеся серп и молот от лондонского дуэта EastEnd Cabaret под лозунгом "Революция будет сексуальной" граничат с пошлостью, но это с лихвой восполняется отличным вокалом, костюмами и, главное, постоянным общением с публикой - а слухи о хороших шоу в Эдинбурге распространяются быстро.
Иногда они возвращаются
Секс, кстати, не единственное, о чем можно петь открыто и в любом контексте. Неприкрытая откровенность и, надо сказать, циничность по всем политическим и социальным вопросам сделали женское комик-трио Fascinating Aida едва ли не топовым шоу этого года. "Занимайте все места, не оставляйте свободных стульев в центре ряда, пожалуйста, у нас сегодня снова все билеты раскуплены", - с такими словами ежедневно встречают публику билетеры.
Тони Блэр - преступник, налогоплательщики - идиоты, а бюджетные перелеты - сплошное надувательство. Вот такие сентенции, положенные на стихи и фортепианный аккомпанемент, влекут публику, как и сами колоритные и бескомпромиссные тетушки, главная из которых - уже явно бабушка с командным голосом и характерной фразой "А меня вы найдете в баре".
Это смешно, потому что это правда: "Иммиграция растет, и это ужасно. Но кто еще нальет мне кофе, если не бариста, приехавший из не пойми какой страны".
Какой раз Fascinating Aida выступает на "Фриндже", уже сложно и посчитать. Ясно одно: трио безумно популярно, известно и за пределами Британии, но в Эдинбурге бывает регулярно. Гай Мастерсон, который дает интервью в свой 50-й день рождения, тоже не задается вопросом ехать или не ехать.
"Энергетика Эдинбурга совершенно неописуема, я имею в виду креативную энергетику. Это смешение молодых и состоявшихся членов арт-сообщества, которые обсуждают новые идеи и вдохновляют друг друга. Это не только место, где ты можешь показать свою работу, это место, где рождаются новые вещи, новые идеи, где обсуждаются новые подходы", - рассказывает он о своих ощущениях.
Мастерсон побывал на всех сторонах баррикад. Днем играет спектакль, вечером смотрит коллег, с утра пишет рецензии. Здесь это нормально. Fringe - это ведь как большой симпозиум всего театрального сообщества.
Ник Пинн, ветеран фестиваля, музыкант: "Я приезжаю, чтобы быть частью этого огромного креативного котла из зачастую рисковых шоу, когда все вместе мы делимся своими успехами и неудачами".
| |