|
Новый старший тренер «Ак Барса» поделился с «СЭ» первыми впечатлениями от работы в новой команде.
- Ваше появление в столице Татарстана для многих оказалось неожиданным. Вас в Казань случайно не защитник Денис Куляш сосватал? Он ведь раньше вас перебрался в «Ак Барс» из омского «Авангарда», где вы работали в минувшем сезоне.
- Нет, не Куляш (улыбается). Меня пригласил новый главный тренер команды Владимир Крикунов. Мы с ним давно знакомы по Риге. Много лет. Как и у него, у меня есть квартира в Риге. Вот только добраться до Латвии сложно - сезон насыщенный. Семья постоянно живет в Америке, поэтому в этом году они даже не смогли приехать в Россию.
- Каковы ваши первые впечатления от нового клуба?
- Очень нравится организация, великолепные условия созданы для ребят. Нравятся люди, работающие как в руководстве клуба, так и в команде, - массажисты, врачи, администраторы. Нравится их отношение к работе. Вижу, хорошая молодежь растет. Что касается клубной базы, то смело могу назвать ее лучшей в мире!
- Вам ведь есть с чем сравнивать...
- Да, я много всего повидал в Европе и Америке. Думаю, что это та база, о которой всегда мечтал мой отец еще во времена чемпионата СССР. Именно о таких условиях, когда не нужно ехать тренироваться за границу - в ту же Финляндию (что, знаю, не один год делал и «Ак Барс», и другие наши команды). Мне нравилась организация и в «Авангарде», там очень сильный менеджмент, но в Казани - по первым впечатлениям - еще лучше! Уровень выше.
- Ваш контракт с «Ак Барсом» рассчитан на год?
- Да, на один сезон. Новому человеку не стоит давать большой срок, проявит себя - получит новый контракт. Нет - до свидания. Тут все правильно.
- Вы уже разделили полномочия в тренерской бригаде с Михаилом Сарматиным?
- Сарматин производит очень приятное впечатление как тренер, хотя успел поработать лишь с молодежным составом «Ак Барса». Вдумчивый человек. Думаю, у него все пойдет очень хорошо. Тем более под руководством такого опытного тренера, как Крикунов, очень интересно работать.
- Многие специалисты полагают, что вашему отцу и Крикунову в НХЛ пришлось бы сложно...
- Почему? В НХЛ важен только результат и не важно, как именно ты его добьешься, какими методами. Выиграл - молодец, проиграл - свободен. Там нет понятия тренер-диктатор или тренер-либерал - все решает результат. Не идет игра у команды, начинают менять всех - тренеров, игроков, руководителей, обслуживающий персонал. А результат у Виктора Тихонова и Владимира Крикунова был всегда.
- Ваш отец как-то повлиял на ваше решение стать тренером?
- Просто мне в какой-то момент стало интересно заниматься с молодыми игроками. Жаль, что не успел поработать в рижском «Динамо» с отцом, его к тому времени уже назначили в ЦСКА. Четыре года отработал в Риге главным тренером молодежной команды, выиграли серебро и бронзу союзного чемпионата. Это был большой успех для маленькой тогда команды, а потом меня пригласили в Финляндию, так и завертелось...
- В те годы сложно было уехать работать за границу, как вам это удалось?
- Просто Рига и финский Пори, где базировался «Эссет», были городами побратимами. Приехали как-то люди из Пори в Ригу и попросили помочь, поднять хоккей в их городе, начиная с молодежного состава. Было это в мае 1990-го, когда еще существовал Советский Союз. Мне сделали соответствующее предложение, и я решил попробовать. Так получилось, что молодежь «Эссета» я быстро вывел на первое место. А уже в ноябре того же 1990-го принял первую команду - она шла на предпоследнем месте. На последнем, помню, застрял «Йокерит», его возглавил Борис Майоров. Так отработал наставником «Эссета» три года.
- Рисковали финны, назначая главным тренером 32-летнего русского, пусть и сына великого Тихонова...
- Меня изначально приглашали для работы с юниорами, а потом случился «пожарный» вариант, когда первая команда проиграла несколько матчей подряд. Им нужно было принимать какие-то меры, я попросил дать мне доработать с молодежью до конца года, к тому же мой финский на тот момент оставлял желать лучшего. На что мне ответили, через год клуб может исчезнуть. Пришлось принимать первую команду, в которой тогда было немало ветеранов. Малобюджетная была команда, брать могли только молодых игроков, и через год в сборную Финляндии пригласили целую пятерку из «Эссета». Одним словом, сразу получил очень хороший опыт. Мог не выплыть, но выплыл.
- Хорошо, но как с таким небольшим опытом вам вскоре удалось попасть в НХЛ в «Сан-Хосе Шаркс»?
- "Акулы" появились на свет в 1991 году, первые два сезона команда играла в Сан-Франциско (это 70 километров от Сан-Хосе), где в это время строили хоккейный дворец. Вот «Шаркс» и занимался поиском вариантов усиления команды. Тренировал тогда «Акул» Кевин Константин. Ездили по Европе, смотрели игроков, приезжали и в Финляндию. Меня пригласили помощником главного тренера фарм-клуба в Сан-Хосе, я подписал контракт на три года. Сразу сказали, что в случае успеха могу получить шанс поработать главным тренером «фарма», который до того ни один европеец не возглавлял. Я стал первым через два года.
- С английским у вас тогда проблем не было, как на первых порах было с финским?
- Плохо говорил, учился на ходу. Языковая практика помогла. Главное, получил ценнейший опыт заокеанского хоккея, использую его и сейчас. Хорошо понимаю с тех пор ребят, игравших в НХЛ. Опыт работы в Финляндии и Швейцарии не менее значим, европейцев тоже хорошо знаю, понимаю и чувствую. Все это помогает как в тренировочной работе, так и в общении с ребятами. Поэтому финские легионеры «Ак Барса» - Веханен, Миеттинен (у него жена ждет ребенка, поэтому он еще не приехал в Казань), Капанен, Иммонен - хорошо меня знают, и со всеми у меня хорошие отношения. И главное - нет языковой проблемы.
- У вас, если не ошибаюсь, есть и опыт административной работы...
- Да, был помощником президента ЦСКА. Этот статус давал мне возможность уделять больше времени сыну, познакомиться с менеджерской работой изнутри. Я видел, что у Вити есть талант, и хотел, чтобы он сам прошел свой путь в хоккее. Сами знаете, как у нас относятся к родственным связям, а у сына дед был президентом ЦСКА, отец - помощником президента, вот я и решил, что ему лучше куда-нибудь уехать и начать с нуля. В сезоне-2004/05 Виктор стал лучшим бомбардиром молодежной команды ЦСКА, потом перешел в клуб высшей лиги из Дмитрова, откуда перебрался в «Северсталь». Сам двигался, сам всего добивался, поэтому никто не скажет, что Виктор Тихонов-младший пришел в хоккей по блату.
Это было правильное решение. Когда сын пробился в НХЛ и я увидел, что он крепко стоит на ногах, то вернулся на тренерскую работу.
Сергей ГАВРИЛОВ
Казань
| |