|
По его словам, в частности, разработчики законопроекта отказались от требования, согласно которому заявления и жалобы в госорганы должны подаваться только на государственном языке.
«На сегодняшний день эта норма исключена из законопроекта. Теперь в нём написано, что обращения в госорганы могут подаваться на государственном языке и иных языках. И то же самое - ответы на обращения. Ответ даётся на государственном языке или на языке обращения», - сказал вице-министр.
Министерство культуры Казахстана исключило из законопроекта о языковой политике ряд норм, вызвавших неодобрение в обществе, сообщил в интервью газете «Мегаполис» вице-министром культуры Газиз Телебаев.
Поправки, разработанные министерством культуры в законодательство по вопросам государственной языковой политики, были выложены на портале zakon.kz в прошлый четверг. Новшества, которые предлагал проект, негативно было воспринято в обществе.
По словам Телебаева, в частности, разработчики законопроекта отказались от требования, согласно которому заявления и жалобы в госорганы должны подаваться только на государственном языке.
«На сегодняшний день эта норма исключена из законопроекта. Теперь в нём написано, что обращения в госорганы могут подаваться на государственном языке и иных языках. И то же самое - ответы на обращения. Ответ даётся на государственном языке или на языке обращения», - сказал вице-министр.
«Знание казахского языка - это гражданский долг, но законодательного ограничения, что, дескать, на казахском языке принимаются заявления, а всё остальное нет - такого нет и не будет. Я вам гарантирую, что та норма, которая уже существует в законе "О языках" относительно обращений, ужесточаться не будет», - заверил он.
Также, по его словам, исключена из проекта и норма, согласно которой трудовые договора в частных предприятиях должны заключаться только при наличии результатов тестирования на знание госязыка.
«Этого уже нет. Мы уже говорили о том, что текст, попавший в Интернет - это один из черновых вариантов. Предложений от членов рабочей группы поступило очень много, мы не могли их не включить в черновик. Но это, повторюсь, был какой-то промежуточный вариант законопроекта. Я даже не знаю, как он ушёл в Интернет. В нынешнем варианте нормы о трудовом договоре нет, о жалобах только на государственном языке - тоже нет», - пояснил Телебаев.
Между тем, сохронилось в проекте положение что знание казахского языка станет обязательным для госслужащих, полицейских, военных, судоисполнителей, врачей и учителей.
«Если бояться того, что это условие при приёме на госслужбу может стать поводом для коррупции, то никаких требований предъявлять вообще нельзя. А это требование, на мой взгляд, обязательное. Ваши казахоязычные коллеги, к примеру, ставят вопрос следующим образом: власть должна начинать прежде всего с себя, вот власть, то есть госорганы, и старается начать с себя. Поэтому, согласно этому законопроекту, владеть казахским языком должны будут прежде всего госслужащие и работники бюджетной сферы», - подчеркнул вице-министр. «Ну вот сейчас, когда человек приходит на госслужбу, он ведь сдаёт экзамены по всем законам, касающимся его профессиональной сферы. К тому же никто не требует от чиновника читать наизусть классиков, он должен знать какой-то определённый минимум, устанавливаемый в зависимости от его должности. К примеру, должность эксперта предполагает элементарные языковые компетенции. Чем выше статус чиновника, тем выше требования. Если человек идёт на руководящую должность в госорган, он должен знать государст венный язык на достаточно хорошем уровне», - продолжил он.
На вопрос о том, что законопроект может вызвать новую волну эмиграции, Телебаев заметил, что не хотел бы, чтобы так случилось.
«Я вообще думаю, что тем, кто не работает на госслужбе, не о чем беспокоиться - это раз. Второе, не о чем беспокоиться старшему поколению, если только они не состоят на госсслужбе и не занимают каких-то высоких должностей. Но теми, кто идёт сегодня в жизнь, 20-30-летними нашими согражданами, вне зависимости от национальности, требование по владению госязыком должно соблюдаться неукоснительно. Тем более, что со времени обретения независимости прошло 20 лет, а мы до сих пор эту норму законодательно не прописали», - сказал он.
| |