|
Его музыку узнают с первых тактов. «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» - эти всенародно любимые фильмы невозможно представить без музыки Микаэла Таривердиева. Знаменитому композитору сегодня исполнилось бы 80 лет.
Таривердиев работал только ночью. Сам признавал, что в творчестве он деспот, а музыка приходит к нему как откровение, он слышал ее даже во сне. Попытки переделать его произведения исполнителями или режиссерами всегда заканчивались тем, что композитор заявлял: «Не хотите исполнять, не надо - время этой музыки еще придет». И он не ошибся.
В Гнесинку Таривердиев поступил с легкостью: конкурс в 7 человек на место, но Таривердиев набрал 5 с плюсом и оказался на курсе Арама Хачатуряна. Да и слава пришла к композитору довольно быстро. В 1969 году на экраны вышла картина «Король-олень» с его музыкой. А уже после «Иронии судьбы» и «Семнадцати мгновений весны» он считался лучшим кинокомпозитором. Впрочем, Таривердиеву такое узкое определение его творчества не нравилось, говорит вдова композитора Вера.
«Ему было это очень обидно. Ему такие форматы и бирки прикрепляли - ярлыки кинокомпозитора, композитора-песенника, а ведь на самом деле он большой всеформатный композитор», - говорит вдова.
Таривердиев в жизни и творчестве - это были два разных человека, рассказывает его друг, композитор и автор-исполнитель Сергей Никитин.
«Воспитанный джентльмен, элегантный, очень тактичный, но когда дело касалось главного в его жизни - работы и музыки, он был совершенно бескомпромиссен и непримирим», - утверждает Никитин.
В работе он был требователен не только к себе, но и к другим, отсюда и конфликты, и недопонимание. Его ссора с режиссером «Семнадцати мгновений» Татьяной Лиозновой уже давно обросла легендами. Когда Таривердиев встал на сторону автора романа Юлиана Семенова, Лиознова хотела заявить себя в титрах как сценарист, а драматург противился, режиссер и композитор прекратили общаться. Последствия этой ссоры можно увидеть на экране - имя Таривердиева значится в титрах после звукорежиссера картины.
Но через два года после «Семнадцати мгновений», когда на экраны вышла «Ирония судьбы», все об этом, конечно, забыли. В «Иронии судьбы» Рязанов и Таривердиев пошли на своеобразный эксперимент - на музыку Таривердиева положили поэзию Цветаевой и Ахмадуллиной. Таривердиева можно назвать и сосценаристом «Вокзала для двоих». Это он рассказал свою печальную историю Рязанову, которая легла в основу фильма.
В последние годы своим любимым режиссером композитор называл Сергея Урсуляка. Таривердиев написал музыку к двум его фильмам - «Летние люди» и «Русский регтайм». Режиссер говорит, что музыку Таривердиева отличала элегантность.
«Его музыка замечательного вкуса и тона. Как у всех крупных и талантливых людей, у него не было позы и желания доказать молодому человеку свое превосходство», - вспоминает Урсуляк.
Микаэл Таривердиев ушел из жизни 15 лет назад, но его музыка по-прежнему звучит, и даже в новом кино, ведь именно его произведения добавили необходимые ностальгические нотки фильму «Ирония судьбы. Продолжение».
| |