|
ВАШИНГТОН, 22 августа. Администрация Барака Обамы с необычайной кротостью отреагировала на запуск первой иранской АЭС в Бушере, особенно, если учитывать напряженную ситуацию в ближневосточном регионе и опасность, которую представляет для Израиля наличие у Ирана ядерного реактора.
Странное молчание США, а затем невнятное заявление Госдепа о том, что первая иранская АЭС отвечает требованиям договора о нераспространении ядерного оружия, объясняется наличием тайного соглашения между Белым домом и Кремлем, сообщает Мignews.com со ссылкой на DEBKAfile.
Чтобы заручиться поддержкой Москвы на голосовании в Совете безопасности ООН по поводу ужесточения санкций в отношении Ирана, Вашингтон пошел на сделку, а именно - пообещал не препятствовать запуску АЭС, построенной в Исламской республике российскими специалистами.
Фактически же России позволили запустить иранскую ядерную военную машину едва ли не на полную мощность. При этом США взяли на себя труд убедить Израиль в том, что в ближайшее время иранский ядер Израилю ничем не угрожает. Что будет в долгосрочной перспективе - громко вслух не обсуждается.
По мнению источника, правительство Нетаниягу в достаточной мере осведомлено о договоренностях Москвы и Вашингтона, но сделать с этим ничего не может из опасения лишиться поддержки США. В день запуска реактора израильский премьер заявил, что безопасность Израиля будет иметь первостепенное значение в рамках сделки с палестинцами. Однако повторявшиеся ранее неоднократно заявления о том, что ядерный Иран будет представлять угрозу существованию Израиля, на этот раз так и не прозвучали.
В отличии от Нетаниягу израильское внешнеполитическое ведомство осудило запуск АЭС «Бушер» и призвало международное сообщество надавить на иранские власти. Израиль также выразил сомнение в том, что Россия сможет эффективно осуществлять контроль над иранской ядерной программой.
То, что между Россией и США нет разногласий по поводу пуска АЭС «Бушер», ранее подтвердил глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Сенатор напомнил, что работы на станции ведутся под контролем МАГАТЭ, в реактор будет загружено российское ядерное топливо. «По мнению "шестерки", Бушерская АЭС никакого отношения к программам Ирана не имеет», - подчеркнул он.
С точки зрения Вашингтона, данный проект «доказывает, что им (иранцам) не нужны собственные объекты обогащения» урана в целях использования таких материалов для выработки электроэнергии, отметил официальный представитель внешнеполитического ведомства США.
Как ранее сообщал «Росбалт», правительство США пытается успокоить израильское руководство относительно иранской угрозы. Вашингтон заявляет, что Ирану потребуется не меньше года, чтобы получить атомную бомбу. В Белом доме считают, что это уменьшает опасность израильской атаки на иранские ядерные объекты. В США полагают, что инспекторы МАГАТЭ смогут выявить попытки создания ядерной бомбы.
До этого Соединенные Штаты, ООН и Европейский Союз ввели новые жесткие санкции против Ирана за его отказ прекратить обогащение урана. Иран в свою очередь отрицает обвинения международного сообщества в том, что страна намерена создать ядерное оружие.
Напомним, 21 августа в южном портовом иранском Бушере состоялась церемония открытия атомной электростанции (АЭС), в строительстве которой Исламской республике оказывала помощь Россия. АЭС на берегу Персидского залива стала первой в Иране. После физического пуска АЭС «Бушер» последует энергетический пуск и ввод станции в эксплуатацию.
Отметим, что ряд стран мирового сообщества, в том числе США подозревают Иран в работах по созданию ядерного оружия. Однако, по словам ряда российских и международных экспертов, реактор в Бушере не представляет собой опасности с точки зрения распространения ядерного оружия.
В Москве не видят оснований для прекращения сотрудничества в сфере мирного атома с Ираном после запуска Бушерской АЭС. По словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, международный режим санкций, который сформирован всеми резолюциями Совета безопасности, не запрещает такое сотрудничество.
Кроме этого, Россия выступает за скорейшее проведение встречи для обсуждения схемы топливозамещения для иранского исследовательского реактора, подчеркнул заместитель главы МИД РФ.
| |