|
«На самом деле раскручивается спекуляция арабских монархий в борьбе "не на жизнь, а на смерть" с Ираном, куда втягивают Соединенные Штаты, и где "жар чужими руками" загребает Турция» - прокомментировал развитие ситуации в Сирии и ее крепнущие военно-технические связи с Ираном политолог Евгений Сатановский.
Накануне в западной прессе появились сообщения о том, что Тегеран пообещал Дамаску построить за свой счет базу ВМФ в Сирии. Эти сообщения, официально пока не подтвержденные, совпали со штурмом города-порта Латакии, где и намечено создание базы, правительственными войсками Сирии. Ранее обстановку в городе контролировали повстанцы.
Создание базы призвано окончательно втянуть режим Башара Асада в орбиту иранской внешней политики. Напомним, что Анкара, которая до начала волнений в Сирии была союзником Дамаска, в последние месяцы выступает со все более резкими упреками в адрес Асада.
В то время как большинство соседних мусульманских государств, США и ЕС вторят друг другу, подвергая Сирию острой критике, печать Ирана объявляет такую позицию неудачной попыткой Запада восстановить свой статус в регионе, тогда как сам режим Башара Асада вызывает в Тегеране явную симпатию. Как известно, большинство сирийцев принадлежат к суннитской ветви ислама, тогда как правящий клан Асадов относится к шиитам, то есть духовно близок Ирану.
«В отношении Сирии перед нами два пути. Первый - это отдать Сирию на растерзание волкам, Соединенным Штатам, и тем самым изменить условия возможной атаки НАТО против Сирии. Второй вариант для нас - внести свой вклад в предотвращение столкновений в Сирии. В интересах мусульманского мира мобилизоваться для защиты Сирии как центра палестинского сопротивления», - заявил глава парламентской комиссии по иностранным делам и национальной безопасности Ирана Алаеддин Боруджерди, которого цитирует агентство Reuters.
По мнению экспертов, иранские аятоллы ведут классическую агитационно-пропагандистскую работу, играя на правах и чувствах живущих в Сирии палестинцев и призывая остальной мусульманский мир защищать Сирию от возможной интервенции Запада.
О том, возможна ли стабилизация ситуации в Сирии и какой путь может выбрать Иран в этом конфликте, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
ВЗГЛЯД: Евгений Янович, известно, что в Тегеране сочувствуют Башару Асаду. А есть ли вероятность того, что Иран на вский случай уже тайком налаживает отношения и с нынешней сирийской оппозицией?
Евгений Сатановский: Поскольку Асад, скорее всего, не удержит власть, то это классическая опасная ситуация для экономических и политических иранского руководства. Тогда, конечно, стоит на всякий случай наладить отношения с теми кто, может быть, придет после Асада. Хотя не очень понятно, кто это будет и останется ли Сирия единым государством или расколется.
Американцы в таких случаях говорят - перед тем, как отпустить одну руку, ухватись за что-нибудь другое. В данном случае Иран действует исходя из этой американской политической поговорки, на всякий случай прощупывая, а кто же еще может стать в стране хозяином завтра или послезавтра. Это достаточно циничная, но единственная практика, которая вообще существует в реальной политике.
ВЗГЛЯД: А кто может прийти после Асада? Каковы идеологические ориентиры сирийской оппозиции?
Е.С.: Мы этого не знаем. На собраниях оппозиции, которые проходят в Турции, Анталии и Измире - везде разные люди. Единой оппозиции не существует. В Анталии было больше светских деятелей, в Измире - больше религиозных. Никто понятия не имел в 1917 году, кто придет к власти в России к 20-му году. И предсказать это было невозможно. В Сирии сегодня тоже самое.
ВЗГЛЯД: Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что пока движение в Сирии подогревают американцы и сионисты, Иран не будет поддерживать его. Насколько справедливо это высказывание?
Е.С.: Это не только происки американцев, а в значительной мере саудовцев и Катара, на которых американцы смотрят достаточно благосклонно. Но то, что сегодня инициировано Саудовской Аравией и эмиратом Катара, протестные движения, поддержанные в исламских регионах братьями-мусульманами, - это отдельная история. Выступления против режима курдов, бедуинов - это совсем другая история.
Волнения в Сирии уже переросли тот этап, когда они были просто инфильтрацией извне. Надо сказать, что сирийские силовики своими неуклюжими действиями делают для этого больше, чем кто бы то ни было. Потому что аресты, пытки и уничтожение протестующих, включая детей и подростков, подняли против Асада очень серьезную оппозицию. Но пока армия на его стороне, у него еще есть шансы удержаться. Но это пока.
ВЗГЛЯД: Иранский парламентарий Алаеддин Боруджерди заявил, что в интересах мусульманского мира мобилизоваться для поддержки Сирии как центра палестинского сопротивления...
Е.С.: Это обычная агитационно-пропагандистская деятельность Ирана, который стремится «набрать очки» в нешиитских и неперсидских регионах, выступая в защиту Палестины. Спекулирует на правах палестинцев, когда нужно поднять себе рейтинг в арабском мире. Ничего, кроме пропагандистско-агитационной деятельности, примерно такой же, которую описал Высоцкий в песне: «Израильская, говорю, военщина известна всему свету! Как мать, говорю, и как женщина: Требую их к ответу!». Высоцкий высказался достаточно емко. Иран сегодня копирует советскую политику конца 60-70-х гг.
Это не имеет отношения к действительности. Это некоторые «страшилки», которыми сами себя запугивают в Иране. Если вы посмотрите на то, что говорит иранское лобби в России, Гейдар Джемаль и вереница наших квази-реакционистов, вроде Шевченко, вы увидите то же самое.
На самом деле, это чепуха, потому что Израилю, конечно, никакая Сирия не противостоит. Сирию он уже побеждал, и легко разгромит, учитывая очень сильно увеличившийся технологический разрыв.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы, что новое руководство в Дамаске окажется более миролюбивым к Израилю?
Е.С.: На сегодня, напротив, израильское руководство заинтересовано, чтобы стабильность в Сирии существовала и дальше. Новое руководство Сирии вовсе не будет дружелюбным к Израилю, оно будет малопредсказуемым, анархичным, слабым, но враждебным по отношению к Израилю. Асад, по крайней мере, предсказуем.
ВЗГЛЯД: А почему Иран официально занимает такую уклоничивую позицию - не поддерживает прямо ни Асада, ни бунтовщиков?
Е.С.: А Иран занимаемую позицию никоим образом официально не озвучит. Иран, как всякая нормальная элита, тем более персидская, ведь люди там 2500 лет коврами торгуют, знает, что не стоит говорить о том, что может подразумеваться. Все это останется за кадром.
ВЗГЛЯД: Свою готовность сыграть миротворческую роль внутри Сирии уже выразили Турция и Саудовская Аравия. Насколько им это удастся? Они действуют в союзе с США или сами по себе?
Е.С.: Это смешно. Это не они на стороне США, а это несчастные Штаты делают вид и, как мы видим, успешно, что они все знают, все делают, в курсе всего, и «кто-то там» на их стороне. На самом деле раскручивается спекуляция арабских монархий в борьбе «не на жизнь, а на смерть» с Ираном, куда втягивают Соединенные Штаты, и где «жар чужими руками» загребает Турция.
ВЗГЛЯД: Как случилось, что большинство соседних стран выступило по сути против Ирана и Сирии?
Е.С.: А против Ирана надо все время ополчаться, ведь он очень активно развивает свою новую персидскую сверхдержаву, региональную империю от Мавритании до Афганистана. Первая и ближайшая его цель - это арабский мир, в том числе, соседи по Персидскому заливу. И для них Иран смертельно опасен. Это арабо-иранский конфликт.
Сирия здесь платит за то, что она - единственный в арабском мире союзник Ирана. Если никто не собирается бить по Ирану напрямую, то гораздо удобнее ослабить его, лишив союзников. Что сейчас и делается. Вы думаете кому-то нужна Сирия сама по себе?
В этой комбинация Сирия для Ирана очень серьезная потеря, потому что Сирия - это «нос» к Ливану и шиитам Ливана. Сирия - единственная страна с серьезной военной машиной, которая поддерживает Иран. Но надо понимать, что Иран, если речь зайдет о том, готов ли он воевать, разрушая все, чего добился за последние десять лет или сдать Сирию - то он сдаст.
В сегодняшнем раскладе, учитывая то, как на этой игре красиво выигрывает Турция и остальные суннитские режимы плюс Запад, Иран сдаст Сирию, но сделает это мягко, с красивой гордой риторикой, постараясь отыграть все, что можно.
| |