|
Обозреватель Александр Горбунов специально для спортивного агентства «Р-Спорт» анализирует изменения в махачкалинском «Анжи» с того момента, как миллиардер Сулейман Керимов стал владельцем клуба.
Поначалу, когда публика только узнала о том, что миллиардер Сулейман Керимов стал владельцем «Анжи», к переменам в махачкалинской команде отнеслись сдержанно. Сейчас каждый шаг клуба, даже не сделанный, а проходящий по разряду быстро исчезающих слухов, моментально оказывается в эпицентре бурных обсуждений.
Мифов - масса. Один из них: «Анжи» скупил суперзвезд мирового футбола и тем самым резко взвинтил цены на них. Так ли это? К суперзвездам, приобретаемым на деньги Керимова можно отнести разве что камерунца Самуэля Это’О, да и то только потому, что этот форвард, которому за 30, выиграл, выступая за топ-клубы, немало титулов.
Попробуем разобраться, до какой степени в разговорах о команде, называющей себя махачкалинской, мифы переплетаются с реальностью, и какое будущее может ожидать клуб Керимова.
Где они, суперзвезды «Анжи»?
Для того чтобы убедиться в том, что никто из «супер» за «Анжи» не играет (во всяком случае, по состоянию на сегодня), достаточно взглянуть на состав команды, проведшей в чемпионате России уже двадцать туров. Тринадцать футболистов сыграли более 50 процентов матчей - от 12 до 20.
38-летний Роберто Карлос - суперзвезда? Да, разумеется, но только если говорить о ярком прошлом бразильца, нынче, при всем к нему уважении, возвращающегося с футбольной ярмарки и за скоростной игрой, предложенной, например, в Москве «Спартаком», уже не поспевающего. Роберто Карлос, человек простой, общительный, себя не выпячивающий, призван, прежде всего, участвовать в создании положительного имиджа «Анжи» - исключительно важной составляющей проекта.
Никто из других приобретенных зимой игроков, постоянно в основном составе появляющихся, - узбек Одил Ахмедов из ташкентского «Пахтакора», марокканец Мубарак Буссуфа из бельгийского «Андерлехта», бразилец Диего Тарделли из «Коринтианса» - никогда по разряду звездных футболистов не проходил.
Более того, ключевые позиции в «Анжи» занимает сегодня внушительная группа местных футболистов. У них российский паспорт, многих уже вызывали во вторую сборную страны, тренер первой сборной Дик Адвокат поведал, что внимательно наблюдает за игрой двух центральных защитников «Анжи» - Расима Тагирбекова и Али Гаджибекова. Голландцу, к слову, ничего иного делать не остается: почти во всех ведущих клубах России (кроме ЦСКА) позиции в центре обороны занимают иностранцы.
«Анжи» купил у «Челси» Юрия Жиркова, но выбор, который сделал для себя человек, у которого в Лондоне не сложилось, вызвал жуткую реакцию националистически настроенной части футбольных фанатов. К своего рода классовой ненависти, сопровождающей «Анжи» с того момента, когда клубом стал владеть очень богатый человек, добавилась ненависть националистов, подвергших обструкции футболиста сборной России только за то, что он, русский парень, посмел надеть майку дагестанской команды, а не, скажем, «Спартака», «Динамо» или «Зенита».
Кто транжира?
В ЦСКА, «Спартаке», «Зените», «Рубине», «Локомотиве» и «Динамо» - для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в протоколы матчей - несопоставимо больше, нежели в «Анжи», высококлассных игроков-иностранцев, подавляющее большинство которых выступает за национальные сборные своих стран, но эти клубы не чихвостили, как чихвостят сейчас «Анжи», за непомерное транжирство.
Сейчас охают и ахают по поводу 30 миллионов евро, выделенных Сулейманом Керимовым из собственных средств на покупку Это’О. Когда «Зенит» перевел на счет московского «Динамо» ровно столько же газпромовских денег за Мигеля Данни, эта финансовая новость прошла вторым планом, как само собой разумеющееся. Равно, как и некоторые другие новости о многомиллионных тратах «Зенита», «Рубина» и «Спартака» на покупку зарубежных футболистов, приобретенных отнюдь не по цене трамвайного билета.
Иной вопрос, что обрамляются некоторые приобретения «Анжи» с чрезмерной роскошью, граничащей с пошлостью. Сумасшедшие зарплаты, показные акции с дорогостоящими подарками игрокам, слухи о частном самолете, на котором, как утверждают СМИ, Это’О по выходным дням будет летать домой - все это не добавляет позитива имиджу «Анжи» не только в России, но и в Европе.
Махачкалинская надбавка
Клуб представляет один из самых бедных регионов страны. Понятно желание Сулеймана Керимова доставлять радостные минуты дагестанским болельщикам и в какой-то степени скрасить им жизнь - она у большинства из них не сахар в регионе с высоким процентом безработицы, преступностью и регулярными террористическими актами.
Разумным было бы, однако, при этом оставаться в рамках приличий, проявлять сдержанность и не заниматься совершенно бессмысленной тратой огромных средств, взрывая при этом свой и континентальный рынок игроков. Иностранные игроки и без того ехали в Россию, имея в виду непременную «северную надбавку». Теперь к ней автоматически приплюсовалась, по образному выражению Валерия Карпина, «махачкалинская надбавка».
Спартаковский тренер, впрочем, считает: «Если есть средства - отчего же их не тратить?». Тратят, если есть, все. И «Спартак» не исключение - достаточно взглянуть на внушительный список приобретений последних лет.
Но ни «Спартак», ни какой-либо другой российский клуб из первой шестерки не развращают футболистов деньгами, совершенно не соответствующими качеству их игры, и не допускают огромного различия в их зарплатах, поскольку это обстоятельство самым негативным образом, пусть и не сразу, влияет на атмосферу в коллективе и сказывается на взаимоотношениях игроков. Без различия этого, понятно, не обойтись, оно вытекает из класса футболистов, но пропасть в оплате труда для команды может оказаться губительной.
Бездомный «Анжи»
Несомненный минус «Анжи» - отсутствие собственного дома. Большинство футболистов постоянно живет в Москве (бразильцы, например, не скрывают, что они не поехали бы в «Анжи», если бы им пришлось жить в Махачкале).
Команда тренируется на бывшей базе «Сатурна» в Кратово. На домашние матчи (их в сезоне 15, занимают они в общей сложности 30 дней в году - всего один месяц!) она летает в Махачкалу и после игр сразу возвращается в Москву.
Конечно, национальные чемпионаты ведущих футбольных стран, турниры НХЛ, НБА, КХЛ давно превратились в соревнования команд, состоящих из высокооплачиваемых спортивных наемников, людей, основном, не местных. Вряд ли, скажем, 38-летний звездный российский хоккеист Алексей Ковалев покинул НХЛ и перебрался в мытищинский «Атлант» ради того, чтобы играть только за пряники. Такова тенденция. Но нигде в мире нет такого, чтобы команда из элитного дивизиона прилетала в город, который она в лиге представляет, только на матчи.
Собственный дом - стадион, тренировочную базу - Сулейман Керимов для «Анжи» в Дагестане строит. Скоро - через год-два - комплекс, по всей вероятности, появится. Занимается владелец клуба и созданием собственной футбольной академии, в которой будет заниматься способные дагестанские мальчишки. Запланировано создание сети детских школ по всему региону.
Но (хозяин, правда, - барин) было бы куда логичнее приступать к становлению клуба, исходя из принципа постепенности, и начинать с создания нормальной инфраструктуры, без которой сегодня любая команда выглядит игрушечной и легковесной.
Нелепо выглядят жильцы шикарного - в проекте - загородного дома, к которому не подведены электричество, газ и вода и к которому можно подъехать только на тракторе. Деревья для того, чтобы они выросли завтра, следовало посадить еще вчера.
Что ждет «Анжи»?
Программа дальнейших действий Сулеймана Керимова в футболе не ясна, поскольку не обнародована. Возможны, на мой взгляд, два варианта развития событий.
Первый: футбол Керимову наскучит, он обнаружит в один прекрасный момент (моментом этим, предположим, может стать очередной экономический кризис), что прорва вкладываемых им денег не приносит ощутимой пользы, и свернет проект, рассчитавшись, разумеется, с долгами и оставив после себя в Дагестане футбольную инфраструктуру уровнем повыше, нежели сейчас.
Второй: от футбольных дел олигарх ни при каких обстоятельствах не отойдет, «Анжи» при нем станет вполне конкурентоспособной в стране командой, у которой появятся нормальные стадион и база и которая будет черпать кадровые ресурсы не только из-за рубежа (без этого - не обойтись ни одному клубу), но из дагестанских футбольных школ тоже.
Склонен полагать, что Сулейман Керимов намерен остановиться на втором варианте. Он, не исключено, быстрее, чем Роман Абрамович, которому на это понадобилось несколько лет, перестанет сорить деньгами, тратить их впустую, приобретая далеко не всегда нужных футболистов, исключит агрессию, характерную сейчас для «Анжи», из трансферной политики и возьмет на вооружение принцип точечной селекции.
Вряд ли есть основания утверждать, что за частными футбольными командами - будущее. Свеж пример сочинской «Жемчужины», испарившейся столь же стремительно, сколь и возникшей.
Но, во-первых, владелец «Жемчужины» Дмитрий Якушев - бизнесмен совершенно иной весовой категории, если сравнивать его с Керимовым. Во-вторых, хозяин сочинского клуба изначально, судя по всему, рассчитывал на солидную подпитку со стороны государства, а когда ничего с этим не вышло, «Жемчужину» бросил.
Керимовым же, похоже, движет (если, конечно, он занялся развитием футбола в Дагестане не из-под палки, не по убедительной просьбе руководства страны) желание внести хоть какой-то вклад в развитие Дагестана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем» - для «РИА Новости».
| |