|
Семь природных пожаров потушены в Московской области за минувшие утки. В Шатурском районе ищут туристов-поджигателей. Следствием их беспечности стал пожар, охвативший площадь в 6,5 гектара. С воздуха лес патрулирует авиация, на земле - добровольцы и пожарные.
Над Шатурой почти безоблачное небо. С трудом верится в то, что где-то поблизости уже четвертые сутки горят торфяники. Пожарный рукав на 3 с лишним километра протянулся вдоль шатурских деревень. В этом водоеме еще пару дней назад было почти 120 кубометров воды. Но из-за пожара уже к сегодняшнему вечеру спасатели обещают озеро вычерпать до последней капли. Когда вода закончится, здесь мощные насосы переедут в соседний лес: там пруд появился в результате уроков вынесенных в прошлом году.
«Такой гигантский объем воды необходим для тушения торфяных пожаров поскольку пролив этой толстой подстилки лесной, которая включает снизу в себя торфяные участки, труден», - поясняет директор Шатурского филиала ФГУ ''Мособллес'' Алексей Филимонов.
В самом лесу тесно от пожарного транспорта. Профессионалы из МЧС, лесники, военные, добровольцы тушат горящий участок. Уже точно известно: пожар на площади 6,5 гектара возник в минувшие выходные. В том, что стало его причиной - окурок, непотушенный костер или умышленный поджог - разбираются шатурские полицейские. Уже найдена палатка, одежда. Кто-то явно собирал бруснику на продажу. Ее здесь море. Растет она во мху. Его, сотрудники лесной охраны сравнивают с порохом, стоит только чиркнуть спичкой.
«Если снизу у нас песок, то ничего страшного не происходит, подстилка выгорает и огонь останавливается. Но если снизу торф, фактически загорается сама земля. И вот уже этот торф тлеет и горит столько, сколько в нем есть толщины независимо ни от погодных условий, ни от освещенности и чего бы то ни было», - продолжает Алексей Филимонов.
Сотня людей тушит лес почти весь световой день. Ночью, чтобы дневные усилия не пропали даром, участок проливает машина. При хорошем давлении струя воды бьет на 70 метров. В палатках ночуют спасатели, вернувшиеся из Коми. Всего несколько дней назад, чтобы добраться до очага возгорания, Вячеславу и его коллегам пришлось десантироваться с парашютом прямо в тайгу. Там масштабы бедствия - это почти 100 гектаров горящего леса. Они несоизмеримы с шатурскими.
«Я думаю, что ситуация в этом году под контролем, по сравнению с прошлым годом. Здесь же уже подготовились к пожарам», - считает парашютист-пожарный Вячеслав Собянин.
Корни деревьев прогорают на торфяниках за считанные минуты, и лес падает. Чтобы его убрать и не допустить возникновения открытого огня, используют тяжелую технику. Бульдозеры заезжают на горящий торфяник и буквально сгребают все, что лежит на поверхности. Тем, кто в кабине, приходится работать в экстремальных условиях. Люди меняются постоянно, чтобы не отравиться едким дымом.
Мы находимся в очаге лесного пожара. Температура горения торфа под ногами достигает 70 градусов. Долго находиться здесь невозможно. Становится нечем дышать. Помимо того, как тушится огонь, сотрудники лесной охраны продвигаются все глубже и глубже в сгоревший лес.
Здесь все как на войне. Огонь надо окружить и уничтожить, не дав ему уйти в соседний лес. Сил и средств достаточно. Пожар обещают потушить в ближайшие два-три дня.
«Смога, я думаю, что не будет. Москва будет спать спокойно», - заверяет горожан участковый лесничий Туголесского лесничества Борис Худяков.
Сейчас в Шатурском районе более 10 таких пожароопасных участков. Благодаря принимаемым мерам, в этом году большой беды удалось избежать. Мероприятия по обводнению будут продолжаться. Появятся каналы, дамбы и дополнительные пожарные водоемы. Что же касается прогоревшего леса, то здесь лесники обещают высадить деревья. Правда, чтобы снова вырос сосновый бор, должно пройти немало лет.
| |