|
Главные экономические новости приходят из Парижа. Там Николя Саркози и Ангела Меркель решают без преувеличения судьбу всей еврозоны. Проблема в том, что позиции у Берлина и Парижа очень сильно разнятся, а принять решение нужно в кратчайшие сроки. Франция предлагает разделить ответственность и помогать бедным соседям: Греции, Португалии, Ирландии. Германия - категорически против. Берлин за то, чтобы наказывать за бюджетное разгильдяйство.
В условиях, когда каждое слово крупного политика или экономиста тут же отзывается эхом на биржах, за этой встречей следит весь мир. Меркель и Саркози - главы крупнейших экономик Евросоюза - проводят экстренные переговоры о ситуации в зоне евро.
Несмотря на сугубо протокольные улыбки, с утра причин для головной боли у лидеров добавилось. Объявлено, что экономический рост в Германии за последний квартал составил всего одну десятую процента, что почти в 10 раз ниже показателей предыдущего квартала. Биржи отреагировали стремительно - котировки акций, росшие с конца прошлой недели, тут же полетели вниз.
«ВВП Германии оказался значительно ниже ожиданий, что, несомненно, повлияло на рынки. Негативные изменения в первом квартале и падение биржевых индексов сделали своё дело. Поэтому опасения, что экономический кризис достигнет своего пика из-за долговых проблем, далеко не безосновательны», - заявляет Оливер Рот аналитик Франкфуртской фондовой биржи.
Нервозная атмосфера царит и вокруг Франции - откуда-то вдруг появились слухи, что и этой стране вслед за США может быть снижен кредитный рейтинг. Саркози даже пришлось отказаться от любимых велосипедных прогулок на Лазурном берегу, где они с Карлой Бруни проводили отпуск, и вызвать на работу министров.
Понятно, что отчасти появление слухов вызвано действительно большим долгом Франции, но раньше он никого не беспокоил. Теперь ситуация другая - зона евро оказалась в сложнейшем кризисе из-за Греции, Португалии, Ирландии и Испании, и потому даже будущее сильнейших экономик начинает казаться туманным.
Оттаскивать Еврозону от края пропасти все последние недели предлагается за счет выпуска так называемых «евробондов» - ценных бумаг, которые государства печатали бы сообща. Эту идею поддерживает Саркози, но категорически не приемлет Меркель.
«Мы считаем, что выпуск еврооблигаций - это неправильный путь. От этого пострадают страны, экономика которых является сильной, например, Германия. Эти страны кредитоспособны, их финансовое положение стабильно, и благодаря этому у них низкие процентные ставки по кредитам», - заявляет министр экономики и технологий Германии Филипп Рёслер.
На взгляд Германии, выпуск совместных долговых обязательств - это как средняя температура по больнице. Греция, Португалия, Испания, Ирландия и Бельгия с их низкими кредитными рейтингами вдруг фактически окажутся на равных с Францией и Германией. А учитывая, что и вокруг Италии и Франции тоже сгустились тучи, тянуть общий воз проблем за все придется одним лишь немцам.
За слияние своего высочайшего рейтинга с явно плохими активами ФРГ придется ежегодно платить 50 миллиардов евро из-за неминуемого повышения кредитных ставок. А Меркель и так приходится постоянно лавировать между идеями о европейской солидарности и упреками со стороны немцев в том, что «всех приходится кормить». И маневры эти получаются чрезвычайно затянутыми. Многие эксперты уверены: если бы той же Греции помогли сразу, а не долго обсуждали, стоит ли это делать, нынешних проблем не было бы.
«Европейский союз - он в каком-то смысле такой, социалистический. Потому что там изначально структуры строились так, что если кому чего-то не хватает, мы ему поможем. Но поможем - это значит, что вы собираете некие фонды, как в Госплане, потом начинаете распределять: Португалии, Греции, еще кому-то. Потом еще вы приняли туда Польшу, Болгарию, Румынию, а они тоже хотят кушать», - поясняет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Но накануне выборов у политиков нет другого выхода, кроме как думать о собственных избирателях. Рейтинги и Меркель, и Саркози тоже давно лишены высокого статуса, при этом французский президент хочет избираться уже через год, а Меркель ждут выборы в 13-м году. Немецкому канцлеру сейчас придется решить, как удержать европейскую экономику и при этом не обрушить собственную, а Саркози ждут еще более тяжелые раздумья - как выиграть голосование, когда нужно урезать бюджет.
| |