|
Николай Губенко не считает, сколько времени и сил тратит на прием посетителей в Московской городской думе, где он занимает пост заместителя председателя. Режиссер и актер был депутатом Госдумы двух созывов, а до этого - последним министром культуры СССР. Он гордится тем, что, занимая этот пост менее двух лет, сумел добиться многого, например, увеличения жалования музейщикам.
Сейчас главные проблемы, которые беспокоят юбиляра - засорение русского языка жаргонизмами, сцены насилия в кино. По его мнению, цензура необходима.
«Нечего этого стесняться. За это есть карательные меры в Англии, Франции. Есть аналоги! Возьмите, спишите этот закон и внедрите его... Но нет, начнется крик, начнется дискуссия о том, что это наступление на человеческие права», - считает он.
Николай Губенко родился в одесских катакомбах 17 августа 1941 года. Его отец погиб на фронте, так и не увидев сына, а маму замучили немцы, когда она отказалась с ними сотрудничать.
Его воспитало государство: сначала детский дом, затем спецшкола-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке. Образование было отличным, так что он и сейчас, отдыхая от дел, читает в подлиннике Голсуорси. Но самым главным в полуголодном детстве было чувство братства. Губенко счастливо улыбается, вспоминая своих учителей: «Потрясающая Елена Феофановна, преподавательница литературы. Их всех помнишь, потому что огни забрасывали в память, в душу то нежное, доброе семя, которого так не хватало всем, кто учился в этой школе - дети погибших во время войны».
Послевоенная эпоха, детский дом и его обитатели предстают в одном из лучших фильмов Губенко-режиссера «Подранки». Он был снят в 1977 году, участвовал в Каннах, был отмечен призами в Чикаго и Сантарене. Сценарий Губенко написал сам - лента наполовину автобиографична. Для того, чтобы выбрать маленьких актеров, он отсмотрел 13 тысяч претендентов-детдомовцев. Одна из ролей досталась девочке, и эти глаза режиссер искал особенно долго. Никто из актеров не хотел играть физрука, издевавшегося над сиротами, и блестящему актеру Губенко пришлось взять эту роль себе.
Он сыграл почти в полусотне фильмов и поставил как режиссер шесть картин, пять из которых - по собственным сценариям. Режиссер внимателен и к детям, и к пожилым людям, он ставит между ними знак равенства. Дань старшему поколению - картина «Пришел солдат с фронта», фильм «И жизнь, и слезы и любовь», где он снял тенора Козловского и актера Мартинсона, уже глубоких стариков.
Губенко никогда не брался за то, что не изучил досконально сам. В 1980 году он поехал в крымский санаторий по путевке, и после этого появилась лента «Из жизни отдыхающих». Порой перед съемками Николай Николаевич отправлялся в путешествие и, по сути, работал как сотрудник фольклорной экспедиции. Он просился на ночлег в крестьянские избы и записывал разговоры с хозяевами.
Его последняя по времени режиссерская работа в кино - «Запретная зона». Этот фильм основан на реальных событиях: в 1984 году смерч в Ивановской области унес жизни десятков людей. В картине участвовали 87 инвалидов, и самый тяжелый эпизод Губенко не может забыть до сих пор. «Я их разносил их по мизансцене на руках, укладывал. Оператор Паша Лебешев сидел на кране и снимал все это под страшным - несколько пожарных машин - дождем. Я их обливал дождем, люди мучились ради идеи, поскольку это требовало больших убеждений. И, к сожалению, все это оказалось в браке», - вспоминает он.
И Николай Губенко, и его жена, красавица Жанна Болотова, всегда получали приглашения от кинорежиссеров. Но для них важно: кого играть, какого героя? Поэтому после «перестройки» они стали отказываться от десятков ролей. «Ей предлагали сначала проститутку, потом барменш, потом - содержательниц притонов. А мне еще предлагали партноменклатурщиков играть, НКВДшников, палачей... Цыганских баронов предлагали! В 1992 году мне предложили сыграть цыганского барона за 50 тысяч долларов гонорара. Вы представляете 1992 год?», - рассказал юбиляр.
Работая в кино, Николай Губенко оставался актером единственного театра - Театра на Таганке. Когда в 1987 году его основатель Юрий Любимов вынужден был уехать за границу, Губенко по просьбам коллег становится главным режиссером. Он сохраняет коллектив и репертуар и искренне борется за возвращение Любимова на родину. «Я действительно ратовал, это была моя идиотская инициатива. Я видел, как ему тяжело за границей, я видел, как он мыкается и тыкается в поисках заработка. И все его мифа о всей его востребованности за границей - не более чем миф», - вспоминает Губенко.
Любимов вернулся, а театр раскололся на два. Николай Губенко уже почти 20 лет руководит «Содружеством актеров Таганки» и радуется последней премьере. В своем театре он поставил спектакль о войне «Четыре тоста за Победу». Сейчас актер готовится к поездке в Петербург. Там он играет в многосерийном телефильме, посвященном Михаилу Ломоносову.
| |