|
Как уже сообщал «СЭ», в пятницу гостем редакции стал президент РФС.
- Начнем с самого актуального. Противники перехода на систему «осень - весна» в один голос твердят, что не видят в ней четких плюсов. Можете их сформулировать?
- Я, честно сказать, не увидел минусов, плюсов же достаточно много. Главное - развитие. А для того, чтобы футбол развивался, нужно, чтобы в него больше играли и делали это на качественных полях. Соответственно, с одной стороны, требуется развитие инфраструктуры, с другой - увеличение сроков, в которые возможно выходить на поле.
Советский футбол полностью жил за счет государственных дотаций. Все платили: обкомы, заводы, производственные объединения. К примеру, «Зенит» финансировался за счет ЛОМО - огромного ленинградского предприятия. Припоминаю, кстати, шутку: когда «Зенит» вывозили в Финляндию, генеральный директор ЛОМО Панфилов все время сомневался - зачем, ведь на это уходит достаточно много денег. Ему объясняли, что там «шведский стол», что позитивно влияет на здоровье футболистов. И Панфилов в сердцах однажды предложил: «Да закупите вы эти шведские столы! И пусть здесь тренируются!»
Сейчас ситуация изменилась. Футбол должен жить самостоятельно, не по указке. Соответственно очень важно поставить всех руководителей клубов и регионов в положение, когда они просто вынуждены будут развивать инфраструктуру. Ждать, когда она разовьется сама, можно очень долго. Поэтому один из главных позитивных моментов перехода - именно вектор, который мы зададим, и зададим жестко.
- На первых порах переход будет означать простой обмен кругами чемпионата?
- Поначалу - да. Второй немаловажный плюс - летний перерыв. Почему? Команды мастеров привыкли играть на естественных полях, а в нашем климате газон может существовать один-два года, не дольше. Менять же его возможно только летом - иначе трава не приживется. Вот для этого и нужен перерыв. Ведь качество футбола напрямую зависит от качества газона.
Но это не все выгоды, связанные с летним перерывом. В это время можно и нужно участвовать в коммерческих турнирах. Все клубы Европы и мира летом это делают, получая дополнительные доходы, - почему мы не можем? Причем речь о клубах не только премьер-лиги, но и первого дивизиона.
- Имеются в виду турниры за рубежом или у себя?
- И те, и другие. Вот, например, Кубок РЖД. Каждый раз он был связан с мучениями: «Локомотиву» переносили 3-4 матча, а потом он из-за этого «заваливался набок». Интерес к турниру был минимальным, а ущерб для клуба весомым. В том числе и финансовый: приходилось платить гостям за визит. А нужно ездить самим и получать за это деньги.
Но это совсем не означает, что интересные коммерческие турниры нельзя проводить у нас. Разве плохо, когда футбольные гранды приезжают в Россию? Как Виталий Леонтьевич Мутко говорил, когда убеждал предыдущего губернатора Санкт-Петербурга Яковлева вкладывать деньги в «Зенит»: «Ты не понимаешь - к нам приедет "Ювентус"!» А тот действительно не понимал.
Вообще, полагаю, одна из основных задач президента РФС - создать вокруг футбола рынок. Потому что на то, что сейчас происходит с финансированием, без слез смотреть невозможно.
- Даже после всплеска интереса спонсоров к футболу в 2008 году?
- Этот всплеск никак не коснулся первого и второго дивизионов. ПФЛ живет за счет вкладов клубов, а сами они финансируются из госбюджета. Клубы нужно учить зарабатывать!
У меня достаточно большой опыт подобной деятельности в «Зените», доход которого сейчас много выше, чем у других клубов. Мы получали деньги за счет абонементов, символики, стадиона, продажи еды и напитков во время матча, многого другого. Только символика приносила нам порядка 300 миллионов рублей. Сейчас - еще больше.
Конечно, у «Зенита» ситуация особая: это моноклуб в большом городе. Но тот же ЦСКА заработал за прошлый сезон приличную сумму. Только за выход в четвертьфинал Лиги чемпионов - 15 миллионов евро. Поэтому зарабатывать клубы могут, надо только ставить коммерцию во главу угла. Пример: мы перевели совершенно убыточный финал Кубка России в Ростов - и тут же на нем заработали.
- То есть та затея полностью удалась?
- Да, и не только с коммерческой точки зрения. Посмотрите, как сейчас играет «Ростов»! В жизни все связано. Мы перенесли туда Кубок, сразу повысился интерес к футболу, на игры пошли болельщики, а полный стадион вызывает особые эмоции и у футболистов.
Но вернемся к плюсам системы «осень - весна». Следующий - возможность заканчивать турнир в мае. Сейчас мы все время финишируем на болоте, в плохую погоду. Состояние футболистов может быть оптимальным, а игра все равно получается незрелищной. Переход же позволит проводить ключевые матчи в мае, на лучших газонах.
Далее. Каждые два года мы перекраиваем календарь, чтобы делать перерывы на чемпионаты Европы и мира. Возникает кавардак. Нам надо ни под кого не подстраиваться, а определиться с перерывами раз и навсегда. Пока мы должны стремиться к тому, чтобы два месяца составляла летняя пауза и два с половиной - зимняя. Другое дело, что команды придется готовить несколько иначе. Но вы сами знаете, что у нашего первенства болезнь: его начало совсем неинтересно, первые два - два с половиной месяца команды втягиваются в игру. С помощью перехода подобной картины можно избежать.
У низших лиг летний перерыв будет поменьше - немногим больше месяца. Хотя и здесь возможны варианты. Наш футбол нужно развивать в коммерческом плане. Но у большинства даже мысли нет о том, что во втором дивизионе могут быть коммерчески раскрученные матчи. А ведь они возможны, если мы при помощи футбола удовлетворим желание человека участвовать в празднике. Очень важно при этом, чтобы попутно у молодых возникало позитивное чувство к клубу, городу где ты живешь.
Что такое по большому счету клубный патриотизм? Это когда тебя, маленького, папа за руку тащит на футбол. Ты начинаешь интересоваться, все вокруг тебе объясняют, кто как играет, другие нюансы. И ты становишься патриотом своей команды. Папа покупает тебе мороженое... Я до сих пор помню, какое мороженое было на стадионе Кирова во времена моего детства: батончик за 28 копеек, особенно вкусный, когда с черносмородиновым наполнением... Вообще было потрясающее ощущение, когда все 100 тысяч человек болели за «Зенит». Такие эмоции остаются на всю жизнь. А главное - ты же помнишь своих близких именно в подобные моменты. Наша задача - создать такой футбол, когда люди вовлечены в действо и вместе с близкими и соседями ощущают жизнь во всей ее полноте.
- То есть во главе угла все-таки эмоции, а не коммерция?
- За эмоциями приходит коммерция. Это единый процесс. Вы пришли на стадион - и организаторы матча должны сделать, чтобы и ребенок ваш был доволен, и супруга. Вот этому мы должны научить наши клубы, в том числе первой и второй лиг: местные развлечения порой бывают интереснее простой публике, чем пять суперклубов в Москве. В Англии на «Лидс» ходит по 40 тысяч болельщиков, при том что клуб не первый даже во втором дивизионе.
Кайф от футбола - непременная составляющая успеха. Сейчас же у нас, увы, кайфуют в основном те, кто приходит на стадионы кричать непристойности.
| |