|
Омскими курантами называют часы на Любинском проспекте. Ровно век назад их подарили городу на Иртыше столичные купцы в знак благодарности за то, что здесь были пострены Московские торговые ряды.
Одна из столичных газет назвала этот комплекс диковинных для Сибири начала прошлого века зданий «колоссальным». Дом, где разместились торговые представительства Морозовых и Рябушинских, растянулся на более чем сто метров в длину. Архитектурной доминантой комплекса стала 15-метровая часовая башня. Спустя век она по-прежнему вызывает восхищение рядовых горожан. А реставраторы бьют тревогу.
«Уже заметно - на верхнем ярусе башни карниз под валютами провис. Это уже аварийная ситуация. Это полая металлическая конструкция, спаянная, выполненная в технике выколотки, она заполнилась мусором. Металл за сто лет уже проржавел, сейчас она висит на честном слове и в любой момент может обрушиться», - говорит заместитель председателя Омского отделения Общества охраны памятников Игорь Коновалов.
Представители Общества охраны памятников обратились в муниципалитет с просьбой принять срочные меры. В мэрии решили, что внешний лоск важнее и заменили циферблат. Впрочем, башню отремонтировать все же пообещали. Но, ссылаясь на отсутствие финансов, чуть позже - к 300-летию Омска, то есть через пять лет.
Внутренние интерьеры хранилища омского времени. Даже неспециалисту понятно: медлить с ремонтом нельзя. 22 ступеньки по шаткой деревянной лестнице. Такое расстояние вот уже почти полвека дважды в неделю преодолевает Анатолий Мельник, чтобы попасть в комнату с циферблатом вместо окна. Его отец Петр Мельник - часовых дел мастер - в середине прошлого века реанимировал главный омский хронометр. Теперь куранты, кстати, выполненные российскими мастерами из Стрелецкой слободы Московской губернии, в руках его сына.
«Работа есть работа. У меня сейчас ни отпусков, ничего нет. Ну что поделать. И болеть нельзя. Вот так-то, только и всего», - говорит часовщик Анатолий Мельник.
Чтобы от перепадов температур куранты не дали сбой, у Анатолия Мельника свои нехитрые рецепты. К примеру, масло для смазки механизма использует только вазелиновое. А еще часовщик надеется на то, что когда-нибудь разрешится дилемма «бить или не бить». И на омских часах, по которым и спустя век горожане сверяют время, будет восстановлен и часовой колокольный бой.
| |