|
Сокращение числа синапсов в коре головного мозга на поздних стадиях его развития продолжается почти до тридцати лет.
В формировании человеческого мозга большую роль играет уменьшение числа синапсов, как бы парадоксально это ни звучало. Этот факт давно известен учёным: при внутриутробном развитии и всё детство в мозгу образуются всё новые и новые синапсы, а затем их число начинает стремительно уменьшаться. Именно за счёт этого уменьшения человек, как считается, имеет возможность учиться и овладевать новыми навыками.
Перепроизводство синаптических контактов в детстве необходимо, чтобы мозгу было из чего выбирать, но потом избыток электрохимических соединений между нейронами может изрядно запутать и замедлить работу серого вещества. Поддержание синаптического контакта требует некоторых затрат, поэтому мозг избавляется от ненужного, чтобы направить больше ресурсов к важным нервным контурам; иными словами, лучше меньше, да лучше. Созревание мозга можно сравнить с садово-парковым ремеслом - когда у деревьев и кустов обрезают лишние ветви для большей пышности кроны.
Было принято считать, что мозг достигает нужного «синаптического равновесия» к 20 годам. Но оказалось, что этот возраст сильно занижен. Группа нейрофизиологов из университетов Загреба (Хорватия) и Йеля (США) исследовала строение префронтальной коры у 32 человек, чей возраст составлял от одной недели до 91 года. Учёных интересовала плотность так называемых дендритных шипиков нейронов коры - разнообразных мембранных выпячиваний на поверхности нейронных отростков. Шипики, грубо говоря, представляют собой разъём для соединения с другим нейроном; синапсы образуются именно с помощью таких мембранных выступов.
Как и ожидалось, плотность дендритных шипиков на нейронах коры возрастала до 9-летнего возраста. После чего мембранные выступы начинали втягиваться, но это втягивание не заканчивалось с выходом из подросткового возраста, а продолжалось едва ли не до 30 лет. Свои результаты учёные представили в журнале PNAS.
Получается, что мозг совершенствует свою архитектуру гораздо дольше, чем предполагалось. Поэтому, с одной стороны, можно учиться много после двадцатилетия, но с опаской, что мозг уже настроен на другие вещи и спасует перед чем-то новым. С другой стороны, по словам исследователей, результаты позволяют по-новому оценить причины и развитие некоторых психических заболеваний. Так, по поводу шизофрении существуют разные мнения, возникает ли она в результате неполадок в развитии или из-за каких-то дегенеративных процессов, происходящих в уже сформировавшемся мозгу. Вероятно, по крайней мере некоторые из случаев шизофрении можно отнести к первому варианту...
Подготовлено по материалам NewScientist.
| |