|
Наверное, нет в России другого архипелага, о котором так же, как о Соловках, было бы сложено столько баек
И не исключено, что часть из них правдива.
Жемчуг в холодной оправе
По легенде, на Соловках до сих пор спрятаны сокровища Бориса Годунова и несметные богатства монастырских кладов. Говорят, что там отбывали тайное заключение Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина, и двойник Сталина, выходивший вместо него на трибуну Мавзолея (двойника якобы недолюбливал Берия, который и сослал его в лагеря).
Что Григорий Распутин, двойника которого убили в 1916-м, пережил на Соловках революцию и Гражданскую войну, стал старцем, затворником и личным экстрасенсом того же Сталина, а умер только в августе 1943-го. Что Пётр Первый ездил туда на богомолье, попал в бурю и утвердил там Андреевский стяг Военно-морского флота. Что на Соловки «за дерзновенное деяние» сослали рязанского монаха Николу Крякутного, совершившего первый полёт на воздушном шаре (это предание легло в основу известного эпизода полёта на шаре - «Лечу! Лечу!» - в фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв»). Что боевые ранения проходят, если дойти пешком до Белого моря и поставить свечку перед мощами соловецких угодников Савватия и Зосимы. Что местные священные камни-сейды на Кузовах - островах архипелага - это на самом деле окаменевшие солдаты шведского отряда, который в XVII в. решил напасть на Соловецкий монастырь. Что однажды ангелы в образе двух благообразных юношей высекли на горе Секирной жену рыбака, собиравшегося поселиться на острове, и этим утвердили «свыше» запрет женщинам ступать на Соловки...
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Источник фото: М. Юрченко, РИА Новости
И всё это - не считая набора достопримечательностей, которыми Соловки привлекают туристов и паломников. За три часа, пока корабль идёт от причала в городе Кемь до архипелага, я перебираю их в памяти: таинственные каменные лабиринты - «вавилоны», сложенные на Заяцком острове доисторическим народом; монастырский ботанический сад с аллеей древних лиственниц и коллекцией из более чем 50 видов растений, не характерных для Соловков (когда-то в нём росли даже арбузы, дыни и персики); рукотворная валунная дамба длиной 4 км в морском проливе Железные Ворота - результат титанического труда монахов; маяк и Вознесенская церковь на горе Секирной - самой высокой точке Большого Соловецкого острова; рукотворная система озёр и каналов; наконец, сам Спасо-Преображенский монастырь и местный кремль - мощная крепость с семью воротами и восемью башнями, стены которой сложены из огромных валунов размером до 5 м. Отдельно - «закрытый» остров Анзер со скитом, самым строгим в России постом и пятиглавым храмом на горе Голгофа.
«Соловки - жемчужина Беломорья, но оправа у неё уж больно суровая, - объясняет мне интеллигентный капитан судна, разрешая по знакомству ненадолго встать за штурвал. - На архипелаге свой, относительно мягкий микроклимат, но вокруг, как тут говорят, пустынь - стылые и неуютные пространства на краю Северного Ледовитого океана. Отсюда всего 160 км до полярного круга. Недаром до XVII в. Белое море называли Студёным.
Навигация тут начинается только в начале июня и заканчивается в конце сентября - октябре. В мае по морю ещё носит большие ледяные поля. А местные жители вообще отсчитывают лето на Соловках с июля. К началу июня солнце не успевает растопить весь снег и нагреть землю...»
Тем сильнее впечатления от самого архипелага. Причудливый «град на море-океане» вознаградит ими каждого, кто смог до него добраться.
Путь с материка
Сделать это можно несколькими путями - по морю и по воздуху. Наибольшей популярностью у туристов и паломников пользуется маршрут через город Кемь в Карелии (помните фразу шведского посла «Йа, йа, Кемска волост!» из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»?). От железнодорожного вокзала до порта в пригороде Кеми - Рабочеостровске можно минут за 15 доехать на маршрутке или такси. Летом к ночным поездам подходят частные автобусы, а таксомоторы на площади перед вокзалом дежурят круглосуточно.
В ожидании отхода судна можно переждать несколько часов на причале, остановиться в деревянном коттедже местной гостиницы или в Соловецком подворье (для паломников), а также посетить замечательный краеведческий музей. Из Кеми до Соловков ходят два относительно комфортабельных теплохода, мест на которых в «высокий сезон» и при обилии тургрупп хватает не всем. Кроме того, между портом и архипелагом курсируют небольшие катера, принадлежащие монастырю, Соловецкому музею и частным лицам. Время в пути - от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Есть вариант также, не доезжая до Кеми, сойти с поезда в городе Беломорске и доплыть на трёхпалубном катамаране, рассчитанном на 300 человек, - с трёмя салонами, мягкими диванами со столиками и прогулочной палубой.
Ещё один путь - круизным теплоходом или небольшим самолётом Л-410 авиакомпании «Нордавиа» из Архангельска. На Соловки летают и прямые рейсы из Москвы. А для особо богатых предусмотрен даже перелёт на частном авиатакси за астрономическую сумму.
На самих Соловках долго искать место, где бы остановиться, скорее всего, не придётся. Рядом с крепостью и монастырём расположен довольно большой, но не слишком благоустроенный посёлок с населением около тысячи человек (притом что в год архипелаг посещают до 35 тыс. туристов и паломников). В значительной части его постройки относятся к монастырскому или лагерному времени. На острове есть полиция, больница и почта. Рядом с почтой переговорный пункт - можно позвонить на материк. Есть и сотовая связь, хотя не всех операторов и с перебоями.
Прямо на пристани, у трапа теплохода, ко мне подошёл замызганный мужичок с картонкой на груди «Сдам жильё!» и предложил широкий ассортимент размещения. Соловецкие гостиницы, которых даже чересчур много для такого удалённого от центров цивилизации места, варьируются в диапазоне от палаточных городков, «гостевых домов» и обычных общаг в советском стиле до претенциозных заведений под вывесками «клубный отель», «еврохостел» и «туристический комплекс». Сервис соответственно: от скрипящих панцирных коек и рукомойника во дворе до каминных залов в стилизованной рубленой избе и бань с копчёной сёмгой, шашлыками из оленины и можжевеловыми вениками. Плюс частный сектор.
Маяк на храме
Уладив вопрос с жильём, я поставил свечу перед иконой в Преображенском соборе, перекусил постным борщом и гречневой кашей в монастырской трапезной, взял рюкзак и по лесной дороге дошёл до горы Секирной, упомянутой в легенде с ангелами. Расстояние от посёлка - 11 км. До сих пор кое-где вдоль дороги можно видеть полосатые верстовые столбы. На вершине - Вознесенская церковь, построенная в XIX в. Белый одноглавый каменный храм виден издалека с самых неожиданных точек: с моря, от лесного озера, за поворотом дороги. В куполе церкви с 1867 г. и по сей день действует самый крупный на Белом море маяк, указывающий путь морским судам. Его свет виден почти на 22 мили.
Паломники на Анзере.
На площадку маяка ведут 135 ступеней. С неё открывается живописный вид на весь архипелаг: 6 крупных и около сотни малых островов, покрытых недолговечной зеленью. Над морем цвета жести парят беломорские чайки - один из символов Соловков.
К вечеру холодает. Продавщица в магазинчике, торгующем шампунями и кремами из водорослей-ламинарий, даёт мне совет одеваться теплее. На Соловках, по её словам, даже в июле нечего делать без свитера и ветровки. «Тут мягкая зима и прохладное лето», - уточняет она, заботливо снабжая меня средством от комаров и мошки. Часты шторма, туманы и сильные ветра, из-за которых сообщение с материком может прерваться. Поэтому, планируя своё путешествие на острова, стоит сделать хотя бы небольшой (на 2-3 дня) запас по времени возвращения.
Зато клещей, ядовитых змей и хищных зверей на архипелаге нет. Так же как и казино с гламурными заведениями. И на том спасибо.
| |