В июле 1975 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь часов с мыса Канаверал отправился в космос «Аполлон-18» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Это было начало орбитальной части уникальной программы ЭПАС, более известной у нас в стране как «Союз-Аполлон». Программе «Союз-Аполлон» суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.
Они встретились на орбите 35 лет назад. Два корабля: советский «Союз-19» и американский «Аполлон». Две системы, два мира, два конкурента. Впервые через космос соперничество уступило место сотрудничеству.
Этот юбилей они отмечают вместе: Вадим Кравец и программа «Союз-Аполлон». 35 лет назад в свой День рождения Вадим Георгиевич следил за стыковкой двух кораблей на мониторах Центра управления полетами. Спустя годы любуется этой работой на земле. Как он шутит, первым космическим поездом в масштабе один к одному:
- Они состыковались, и получился поезд космический.
Вот они: «Союз» и «Аполлон» какими были на орбите. Вадим Георгиевич помнит досконально всю программу полета. Говорит, что это была его первая командировка: не отходя от рабочего места, несколько недель он не жил дома:
- Мы провели больше 10 совместных тренировок. На земле провели 14 стыковок и 10 стартов. Трудности в полете - это капля в море, в сравнении с трудностями перед полетом.
К старту готовили сразу две ракеты и четыре экипажа. В столь ответственной миссии не могло быть сбоев.
Они стартовали друг за другом. Сначала с космодрома Байконур оправился в космос «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. А через семь часов с мыса Канаверал стартовал «Аполлон». На борту три астронавта: Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.
Чтобы стыковка была успешной, корабли пришлось серьезно дорабатывать. Так, например, в советском корабле космонавты дышали кислородно-азотной смесью, астронавты - чистым кислородом. Радиотехнические средства поиска и сближения кораблей работали на разных принципах. Да и стыковочные узлы не подходили друг к другу. Поэтому разработали уникальный трехлепестковый механизм стыковки и закодировали его словом АПАС:
- Андрогинно-периферийный стыковочный узел: и «Союз» и «Аполлон» могли быть активными при стыковке. Взаимозаменяемые.
Это было первое международное рукопожатие в космосе и первый советско-американский ужин на орбите. На высоте 200 километров над Землей космонавты серьезно разыграли астронавтов. Достав за столом тубусы с водочными этикетками.
«Когда мы сели за стол, то я заранее приготовил тубы с водкой, - вспоминал впоследствии летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов . - Дал каждому по тубе. Они сначала отказались, а потом согласились. Чин-чин, как они говорят. И когда начали пить, то там оказался борщ. Это бы розыгрыш на весь мир».
5 дней совместного полета, исторические рукопожатия на орбите, по сути, закрыли эпоху «холодной войны» и показали миру, что, имея общие цели, в космосе можно работать вместе.
«5 дней полета они дали начало 10 годам полета МКС», - уверен Вадим Кравец.
Для него это была первая международная стыковка и первая для всего мира. Сегодня таких стыковок с МКС уже более 200. И начало им положено 35 лет назад.
Карта звездного неба