|
Если в 1991 году россияне считали, что путч провалился из-за сопротивления народа и российских властей во главе с Борисом Ельциным, то теперь они думают, что путчисты просто «плохо подготовились» к захвату власти. Такой неожиданный вывод можно сделать по итогам опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне 20-летия путча.
Тем, кто был в состоянии понимать то, что происходило 19-22 августа 1991 года в СССР, сегодня - от 35 лет и больше. Они еще помнят «Лебединое озеро» по всем каналам телевидения, наэлектризованную атмосферу и предощущение конца.
Но прежде, чем колосс - Советский Союз - рухнул, произошли события, которые россияне вспоминают в эти дни. 19 августа все средства массовой информации передали «Заявление советского руководства». В нем говорилось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). Позже восьмерых членов ГКЧП назвали путчистами.
Следуя своей правде - стремлению сохранить СССР, они попытались противостоять переменам, которые в те годы олицетворяли Михаил Горбачев и Борис Ельцин. В заявлении было сказано, что ГКЧП берет на себя управление страной. Но удержать власть не получилось. И вот теперь, спустя 20 лет, выясняется, что большинство россиян толком не помнит, кто на чьей стороне был в августе 1991-го.
Судя по опросу ВЦИОМ, некоторые даже полагают, что Ельцин и Горбачев были на стороне путчистов. Правда, таких немного - всего 2-3%. Из тех, кто входил в состав ГКЧП, чаще всего вспоминают Язова (8%) и Янаева (5%).
Между тем, путчистов было восемь человек. Четверо из них еще живы и по сей день: Дмитрий Язов, Василий Стародубцев, Олег Бакланов и Александр Тизяков. Четверо в разные годы после путча ушли из жизни. Это: Геннадий Янаев, Владимир Крючков, Валентин Павлов и Борис Пуго (он после провала путча 22 августа при попытке его ареста покончил жизнь самоубийством).
События августа 1991 года постепенно стираются из памяти россиян. Как свидетельствует опрос ВЦИОМ, по сравнению с 1994 годом сегодня оценку действиям ГКЧП затрудняются дать вдвое больше респондентов (13% в 1994 году против 26% в 2011).
При этом относительное большинство полагают, что это был просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны (41%), а каждый четвертый опрошенный согласен с мнением, что это - трагическое событие, имевшее гибельные последствия для стран, входивших ранее в СССР. Таких 25%.
А вот победой демократической революции, покончившей с властью КПСС, события 20-летней давности считает лишь каждый десятый респондент. Точнее, 9%.
| |