|
Уго Чавес уподобился Голдфингеру из романа Яна Флеминга: грозит лишить Запад золота.
Президент Венесуэлы Уго Чавес примеряет на себя роль Голдфингера, записного злодея из фильмов про Джеймса Бонда. На фоне неуклонно растущих мировых цен на золото, которые в пятницу впервые в истории превысили планку в 1850 долл. за тройскую унцию, колоритный венесуэльский президент распорядился физически перевезти немалый золотой запас страны из заграничных банков в Каракас.
Если плану Чавеса суждено быть реализованным, то это будет не менее фантастическая операция, чем приключения персонажа бондианы. По сюжету фильма Аурик Голдфингер хочет взорвать «грязную» бомбу в Форт-Ноксе, чтобы сделать американское золото радиоактивным, что лишит Америку золотого запаса и увеличит стоимость золота самого Голдфингера.
В отличие от персонажа, порожденного фантазией Яна Флеминга, президент Чавес хочет проверить на прочность не Форт-Нокс, а хранилище Банка Англии.
Венесуэла занимает 15-е место в мире по золотому запасу. Это 365,8 тонны чистого золота, или 17 тысяч 400-унциевых слитков. В сегодняшних ценах это 12,3 млрд долларов, сообщает газета The Financial Times.
Большая часть золотого запаса Венесуэлы расположена вне суверенных пределов страны, в частности, в Лондоне. Почти сто тонн помещаются в бронированном хранилище Банка Англии. Центральный банк Венесуэлы имеет также золотые депозиты в банках Barclays, HSBC и Standard Chartered. Из всех этих банков слитки предстоит доставить в хранилище Банка Англии, откуда золото репатриируют в Венесуэлу.
Как говорит Майк Канди, директор по безопасности компании G4S (один из мировых лидеров на рынке логистики золота), «это будет очень крупная операция - мне даже не приходит на память что-либо сопоставимое по масштабам», приводит его слова FT.
В минувшую среду соответствующее распоряжение подписал Уго Чавес. Венесуэльский президент потребовал вернуть в страну не менее 90% золотого запаса страны. Одновременно Чавес намерен забрать валютные резервы Венесуэлы из американских и европейских банков. Он также обещает часть этих активов разместить в банках своих союзников, в частности, Китая, Бразилии, России и Южной Африки. Никаких конкретных планов на данный счет не заявлено.
Политический смысл этих действий не представляется большой головоломкой. Страны-изгои, если пользоваться американской терминологией, - такие, как Иран и Ливия, - поступали точно так же, чтобы спасти золотовалютные резервы от международных санкций. В нынешнем году Каддафи лишился части своих резервов, замороженных в иностранных банках с началом войны. Для Чавеса, который постоянно балансирует на грани вооруженного конфликта с одним из своих соседей и готовится к отражению американской агрессии, существующей в его пылком воображении, это предметный урок.
Вооружен Россией до зубов
На этой неделе Уго Чавес подвел некоторые итоги сотрудничества своей страны с Россией в военной области. «Хочу поблагодарить президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина за самое современное оружие, сделанное в нашей любимой и братской России», - цитирует его агентство РИА «Новости». Несколько позже мы вернемся к тому, какой монетой платит Чавес «любимой и братской России» за поставки гор вооружений.
По данным Центра анализа мировой торговли оружием, на сей момент общая стоимость приобретенного венесуэльцами в России оружия составляет 4,4 млрд долларов. Если бы Чавес покупал автоматы и самолеты не в кредит, а за наличные, чего в торговле с Россией он не делает, то на оплату ушло бы более трети золотого запаса южноамериканской страны.
А вот что Чавес купил у нас. 24 истребителя СУ-30МК2В, 100 тысяч автоматов АК-103, более сорока многоцелевых вертолетов Ми-17В-5, 10 ударных вертолетов Ми-35М2, 3 тяжелых транспортных вертолета Ми-26Т2, 5000 снайперских винтовок СВД, 12 зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1», зенитные установки ЗУ-23-2, а также партию ПЗРК «Игла-С».
Министр обороны Венесуэлы Карлос Мата Фигероа утверждает, что Венесуэла не намерена ни на кого нападать, «но эти вооружения нам нужны для того, чтобы быть готовыми защитить нашу Родину».
Вероятно, с той же целью Чавес задумал национализировать золотодобывающую промышленность в своей стране. Как сообщал на этой неделе BFM.ru, данное решение Чавес принял после того, как правительство не смогло договориться с зарубежными компаниями об объемах экспорта золота, которые позволили бы окупить разработку драгоценного металла.
Пострадать может российский бизнес в Венесуэле
«Мы собираемся национализировать золотодобывающую промышленность и конвертировать ее продукцию в золотовалютные резервы, так как цены на золото продолжают расти, - заявил Чавес. - Я собираюсь подписать закон, который позволит государству контролировать золотоносные регионы, и очень надеюсь на поддержку армии, так как в этом бизнесе процветают анархия, криминал и контрабанда», - уверен президент, слова которого приводит агентство Reuters.
Таким образом, добыча золота и российское оружие неожиданно сошлись в одной точке. Причем грозить этим оружием, с помощью которого венесуэльская армия станет претворять в жизнь решение о национализации золотодобывающей промышленности, будут российской компании. Единственной крупной публичной компанией, которая занимается добычей золота в Венесуэле, является российско-канадская горнорудная компания Rusoro; ее основной акционер - россиянин Владимир Агапов.
Штаб-квартира компании Rusoro Mining Ltd базируется в канадском Ванкувере. Акции Rusoro на новостях о грядущей национализации в Венесуэле рухнули на 17% до самого низкого уровня почти за десятилетие, но впоследствии отыграли часть потерянного, передает Bloomberg.
Агентство приводит слова гендиректора Rusoro Андрея Агапова, сына основного акционера российско-канадской компании: «Мы полагаем, что решение венесуэльского правительства направлено против многочисленных нелегальных компаний, действующих в штате Боливар». Агапов-младший добавил, что не получал от венесуэльских властей каких-либо известий, свидетельствующих о том, что национализация коснется Rusoro.
Сорок самолетов, груженых золотом
Но вернемся к фантастическому плану Чавеса по перевозке золота из сейфов иностранных банков в Каракас. Пока трудно судить о том, насколько этот план является продуманным мероприятием, а стало быть, и о том, насколько он физически осуществим. Как выразился сам Уго Чавес, «если в хранилищах Центрального банка Венесуэлы не хватит места, я готов предоставить подвалы [президентского] дворца Мирафлорес».
Эксперты выражаются осторожно. Мнение неназванного аналитика приводит The Financial Times: «Не знаю, насколько Центральный банк [Венесуэлы] отдает себе отчет в том, какого масштаба - с логистической точки зрения - задачу предстоит ему реализовывать».
Трейдеры говорят, что перевезти 211 тонн золота, а именно столько намерен перебросить через океан Чавес, за один присест не удастся. Просто в мире не найдется ни одной страховой компании, которая рискнет застраховать самолет с грузом стоимостью 11 млрд долларов. По прикидкам экспертов FT, для этого потребуется минимум 40 рейсов.
Эксперты, опрошенные нашим порталом, пока не видят в планах избавления хранилища Банка Англии от венесуэльского золота сколько-нибудь существенного фактора, способного повлиять на мировую конъюнктуру цен драгметалла. Так, в частности, считает аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев. Правда, он напоминает, что именно перевод золота Францией из США в начале 1971 года из-за опасений, что долларовая эмиссия перестала обеспечиваться имеющимися запасами, в итоге послужил одним из поводов для отмены золотого стандарта и появлению системы плавающих валютных курсов.
Илья Макаров, аналитик по драгметаллам компании «Атон», сказал BFM.ru. что не только физическое перемещение золотого запаса Венесуэлы, но и объявленная Чавесом национализация золотодобывающей промышленности никак не повлияют на мировые рынки: «Венесуэла гавкает, как Моська на слона. Я сомневаюсь, что эти заявления как-то отразятся на цене на золото, - считает Макаров. - Сейчас цена на золото двигается совершенно другими факторами».
| |