|
Пропавший российский спутник «Экспресс-АМ4» и выводивший его на орбиту разгонный блок «Бриз-М» зафиксированы сотрудниками Командования воздушно-космической обороны США на орбитах с различными параметрами. «Экспресс-АМ4» должен был обеспечить цифровой связью 19 регионов восточной части страны. Специалисты предполагают, что теперь по назначению его использовать нельзя.
Создана специальная государственная комиссия, расследующая инцидент, а российские специалисты в космической отрасли всеми силами пытаются установить связь со спутником, однако пока этого сделать не удается. Подробности - в материале корреспондента радио «Вести ФМ» Инессы Алексеевой.
Американская система контроля космического пространства подтвердила, что видит уже не два, как накануне, а три объекта, которые, возможно, связаны с неудачным стартом спутника «Экспресс-АМ4». Это сам аппарат, разгонный блок «Бриз-М» и его дополнительный топливный бак. Каждому объекту присвоен номер и буква - A, B и C.
Что касается российских космических сил, то там не комментируют эту информацию. Сообщается, что специалисты пытаются установить связь с потерянным спутником.
«Экспресс-АМ4» считается у нас самым мощным и высокотехнологичным спутником связи на сегодняшний день. Он был создан в центре имени Хруничева на базе европейской платформы Eurostar-2000. Пресс-секретарь Центра Александр Бобренев сообщил, что и там пока не могут сказать соответствует ли информация действительности.
Бобренев: Пока ничего мы не можем сказать. А так, все ресурсы задействованы, чтобы обнаружить, подтвердить или не подтвердить.
Российская система контроля за космическим пространством значительно уступает американской, поясняет обозреватель газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец. У нас слабые средства по всему миру, которые могли бы обнаруживать космические тела такого размера, как потерянный спутник, и с такой точностью, как это делают американцы.
Баранец: К сожалению, мы видим не весь земной шарик. Америка видит. Вы положите себе на ладонь маковое зернышко, вот так Америка наблюдает за космосом. Мы же видим только секторально, в определенных районах. И так спутники запускаем, чтобы они пролетали по такой траектории, чтобы находится поближе к нашим полям наблюдения.
Между тем, сотрудники Командования воздушно-космической обороны США утверждают, что российский спутник и его разгонный блок находятся на разных орбитах. Вот как разъяснил ситуацию обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.
Лисов: То, что они на разных орбитах находятся, объяснить проще простого. Разгонный блок честно доработал программу до конца и выдал два импульса увода. Если посчитать расхождения двух объектов, то время получается как раз примерно соответствующее расчетному моменту увода. А вот то, что орбита совершенно не похожа на ту, которая должна была быть после успешного пуска, - это предмет для разбирательства.
Для расследования инцидента создана госкомиссия. Тем временем, эксперты предполагают разные сценарии дальнейшего развития событий. Согласно самому оптимистичному из них, «Экспресс АМ4» удастся использовать, но продолжительность его работы не составит 15 лет, как было рассчитано. Между тем, параметры «Экспресса-АМ4» говорят о том, что космический аппарат, скорее всего, не сможет достичь рабочей орбиты - ему может не хватить топлива, поясняет Игорь Лисов.
Лисов: Вся проблема в том, насколько орбита спутника отличается от расчетной. Дело в том, что спутник имеет большой запас топлива для перевода на стационар. Но в данном случае, сказать честно, боюсь, что у него не хватит на это топлива.
Стоимость «Экспресса-АМ4» - около 300 миллионов долларов. И это, к сожалению, не первый утерянный российский спутник. В июне этого года стало известно, что геодезический спутник военного назначения, выведенный в феврале на нерасчетную орбиту, потерян окончательно. А в декабре прошлого года ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести на орбиту три навигационных аппарата «Глонасс-М». Спутники упали в Тихий океан примерно в полутора тысячах километров от Гонолулу.
Виктор Баранец видит причины неудач в самой системе подхода к развитию космической отрасли.
Баранец: У нас система предупреждения о ракетном нападении, система контроля космического пространства, все это есть, но это все страшно устарело. Те станции типа «Армавир», которые мы строим, они еще не на полную катушку работают. Станции контроля космического пространства - это такая штука, которая требует постоянной подпитки. Там нужны новые решения, новые конструкции, чтобы постоянно смотреть дальше и видеть все.
Пока же, для того чтобы установить связь с потерянным спутником, возможно, российским специалистам придется использовать параметры орбиты, опубликованные командованием Воздушно-космической обороны США.
| |