|
Финансовая неделя завершилась очередной черной пятницей. Рынки пытались отыграться после спада, но новости из США снова потянули индексы вниз. А вслед за провальной сессией в США рухнула Азия, Европа и Россия. Дешевеет всё, кроме золота.
Экономические итоги недели подводили Александр Кареевский и Александр Веккер в студии радио «Вести ФМ».
Веккер: Здравствуйте. Это программа «Экономический подъем». Меня зовут Александр Веккер. Рядом со мной Александр Кареевский - экономический обозреватель канала «Россия-24». И мы, конечно же, будем обсуждать самые главные, самые интересные события в области экономики.
Кареевский: Доброе утро.
Веккер: Итак, я, честно говоря, когда думал о том, о чем будем говорить, это было дня три-четыре назад, была дилемма, сейчас этой дилеммы нет.
Кареевский: Да-да, начало недели было спокойным, вроде бы, казалось, инвесторы успокоились, биржи успокоились, все-таки отпускной еще пока период идет. И была надежда, что некоторая стабилизация на рынках будет. Но, как ты правильно заметил, к концу недели ситуация резко изменилась: опять рынки начали падать, вспомнили старое, а я как раз был в отпуске, и наша программа не выходила, а тут интересные были события. Но на самом деле, когда я по приезду узнал обо всем, уже было понятно, что собственно ничего нового, для меня неожиданного не случилось, потому что на самом деле мы много раз говорили и с Еленой в программах, что ситуация остается очень напряженной, тяжелой. И когда вот этот нарыв разорвется, было сложно предсказать конкретный день, но то, что это произойдет в ближайшее время, было понятно. Поэтому я на самом деле думаю, что все эти проблемы, которые мы сейчас испытываем, это только начало, к сожалению.
Веккер: Только начало. А я хотел спросить: этот разрыв произошел уже или нет?
Кареевский: Нет. Я думаю, что это только начало. Почему? Потому что фундаментальные факторы, которые приводят вот к этим колебаниям, они остаются нерешенными. И более того, самое главное, понятно, что экономические процессы - достаточно длительные процессы, но самое главное, что не понятно, как они будут решаться, эти проблемы. И поэтому рынки в недоумении, они стопроцентно не знают.
Веккер: И самое поразительное то, что тот, от кого зависит какое-то решение, он тоже не знает.
Кареевский: Да, безусловно. И вот это главная причина, по которой мы, наверное, падали на этой неделе. Вернее, их несколько, этих причин, конечно. Но одна из главных проблем - это то, что тот же федрезерв раскололся фактически на две части. Пока так у них не равные части, потому что основная часть, большая, она все-таки за то, чтобы продолжать ультрамягкую денежную политику, но уже все больше и больше слышны голоса консерваторов, так называемых ястребов, которые предлагают все-таки подумать о том, что инфляция может выйти из-под контроля, и соответственно методы просто количественного смягчения, то есть печатания денег, они просто экономике не помогают.
Веккер: Не сработают, да.
Кареевский: И было достаточно интересное заявление отдельных представителей ФРС на этой неделе, которые как раз и говорили о том, что, в общем-то, зря мы обещали (то, что господин Бернанке, глава федрезерва, обещал до середины 2013о года не трогать ставку по федеральным фондам). С одной стороны, да - это вроде бы был положительный момент для того, чтобы успокоить инвесторов, и вроде бы они на этом и успокоились. Но с другой стороны, все поняли, что автоматического включения печатного станка в третий раз уже не будет, хотя многие на него до сих пор надеются. И я думаю, что на самом деле они к этому придут, я имею в виду...
Веккер: Но не в этом году.
Кареевский: Но скорее всего, наверное, не в этом году. Они дождутся, когда реально будут подтверждены показатели, отрицательные показатели экономики американские, которые сейчас выходят, и на этой неделе выходили.
Веккер: Но они не совсем отрицательные все-таки на этой неделе были. И отчетность по компаниям, мы видели, тоже не совсем она плохая.
Кареевский: На самом деле самая главная проблема для американского рынка - сейчас это рынок труда.
Веккер: И безработица.
Кареевский: Безработица. Уверенность потребителей находится на минимальных сейчас значениях. Да, приходили, ты прав, неплохие данные по промпроизводств - 0,2 процента, ожидали 0,5 в прошлом месяце. Нужно сразу сказать, что все-таки промышленный сектор в Америке - это сейчас не главный сектор, а часть американской экономики, это только около 11 процентов ВВП. Там разные цифры есть и разные оценки, кто-то говорит чуть ли не 7. На самом деле, ну пусть 10, а все остальное - это услуги.
Веккер: Потребительский сектор.
Кареевский: Потребительский сектор три четверти ВВП занимает американский. Поэтому нужно там смотреть. А как раз в потребительском секторе проблемы.
| |