|
Москва. 23 августа. FINMARKET.RU - Россия становится все более желанным «пунктом назначения» для зарубежных производителей и поставщиков услуг. За последние пять лет количество зарегистрированных в РФ товарных знаков увеличилось более быстрыми темпами, чем в других крупных экономиках. Между тем, российские бренды за рубежом все еще не слишком популярны.
В обзоре Thomson CompuMark, посвященном регистрации товарных знаков в России, страна охарактеризована как «быстрорастущий trademarket (рынок товарных знаков)».
Действительно, всего за 5 лет, с 2004 по 2009 год, рост числа регистрируемых брендов в РФ составил 46%. В других крупных странах мира рост был куда скромнее - в США он составил 6%, в Германии и Великобритании - 5%, в Китае - всего 3%. Неплохие результаты продемонстрировала Франция (+23%), а ближе всего к российскому оказался результат Бразилии (+40%).
Между тем, объясняет независимый эксперт Сергей Шарюков, лидерство России связано в первую очередь с ее отставанием в прошлом. «До этого их было мало. Американский и европейские рынки уже давно заполнены товарными марками, там все уже давно зарегистрировано», - цитирует его британская телерадиокорпорация BBC.
Тем не менее, подчеркивается в обзоре Thomson CompuMark, регистрация бренда в РФ требует углубленных знаний о нспецифических правилах защиты прав интеллектуальной собственности в стране
Дополнительные препятствия для зарубежных торговых марок представляет собой и кириллический алфавит. Так, если некоторые буквы по своему звучанию и написанию близки к латинице, то другие произносятся совсем иначе несмотря на сходное начертание (например, «х», «р» и «в»). Многие иностранцы, например, испытывают определенные затруднения при прочтении слова «ресторан» - для них сложно представить, что оно в действительности обозначает английское «restaurant». Специфика русского языка, отмечают эксперты, позволяет перевести название бренда «Baileys» любым из предложенных способов - «Бейлиз», «Байлейз», «Бэйлис», «Байлис», «Бэйлейс», «Бейлейс», «Бейлис», «Байлейс», «Бэйлиз», «Байлиз», «Бэйлейз», «Бейлейз».
Вместе с тем, отмечается в обзоре, «защита бренда в России стоит затраченных усилий с учетом ее рыночного потенциала в долгосрочной перспективе».
По данным Thomson CompuMark, в настоящее время в РФ зарегистрировано приблизительно четверть миллиона товарных знаков и знаков обслуживания (относятся к области обслуживания, а не к товарам).
В 2008 году, несмотря на экономический спад, было подано 57 тыс. 112 заявок на регистрацию бренда в РФ, что лишь немногим меньше, чем в докризисном 2007 году (57 тыс. 262). При этом было отмечено небольшое снижение числа «внутренних» заявок (с 31 тыс. 502 в 2007 году до 30 тыс. 024), но заявок иностранцев стало на 5% больше (27 тыс. 088). Более значительным влияние кризиса на trademarket оказалось в 2009 году - тогда было подано 50 тыс. 107 заявок.
При этом зарегистрировано в 2008 году было 36 тыс. 617 товарных знаков - максимальное число с 2004 года, в 2009 году - 36 тыс. 436 брендов.
Большая часть нероссийских заявок на регистрацию товарного знака в 2008 году (данными за 2009 год в Thomson CompuMark пока не располагают) приходилась на корпорации из США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Японии и Китая. По сравнению с 1991, резко увеличилось число зарегистрированных американских (с 917 до 3502) и германских (с 1796 до 3408) брендов.
Как отмечается в обзоре, эти цифры свидетельствуют о том, что Россию всё чаще воспринимают как индустриально развитую страну с жизнеспособным рынком.
Между тем, российские бренды за рубежом еще не успели снискать значительной популярности. В опубликованных ранее в этом году рейтингов мировых торговых марок представителей РФ немного. Так, в список 500 самых дорогих брендов мира, составленный британской компанией Brand Finance, вошли восемь российских компаний - Сбербанк России, «Газпром», «Билайн», МТС, Роснефть, ЛУКОЙЛ, «Магнит» и Северсталь. В исследовании BrandZ Top 100, проведенного Millward Brown Optimor, Россия была представлена всего двумя брендами - МТС и «Билайн».
| |