|
Авиакосмический салон МАКС завершил свою работу. Его посетили 440 тысяч человек. Последний день подпортила погода, пришлось серьёзно сократить график полётов.
К тому же, российский истребитель Т-50 так и не смог взлететь из-за сбоя в автоматике двигателя. Но и без этого было, на что посмотреть - из-за низкой облачности боевые самолёты выполняли фигуры высшего пилотажа практически над головами зрителей. Организаторы подводят свои итоги: МАКС-2011 поставил сразу несколько рекордов.
Испытание чувств для влюбленных в небо. В последний день работы в Жуковском - шквалистый ветер с беспросветным ливнем. Вопреки всему посетителей тысячи. Кто поопытнее - захватил дождевик или плед, кто приспосабливался на месте.
«Это местное изобретение, - показывают зрители самодельные "сапоги" из пакетов. - Потому что пока дошли сюда от стоянки, были уже мокрые насквозь».
Все утром гадают: летная ли погода для высшего пилотажа?
- Думаешь будут летать?
- Конечно, будут. А если война в дождь - что, не будем воевать? Конечно, будут!
Ровно в полдень рев Су-34 провозглашает: летная программа, хоть и скорректированная по погоде, будет. Поприникшие было посетители воодушевляются. Зрелище не только выстраданное, но и, можно сказать, экслюзивное. Из-за низкой облачности фигуры высшего пилотажа самолеты крутят на сверхмалых высотах.
Премьера МАКСа, крупнейший в мире пассажирский А380, и тот старается не отставать - кружит низко, так что виден в малейших деталях. Зрители переговариваются: «дом летит». Сегодня ему во всех смыслах не было равных - 787 Dreamliner от извечного конкурента Boeing участвовал лишь в первые дни показа. А заявлен был в последний момент, в Boeing, по-видимому, поздно узнали, что А380 будет на МАКСе. Стояли лайнеры крылом к крылу - так близко встречаться они теперь будут бессчетное количество раз, уже в гражданских аэропортах. И рынок определит, что нужнее: огромная вместимость или новейшие композитные материалы корпуса, в общем-то, обычных размеров.
Безусловная и самая долгожданная премьера МАКС-2011 - истребитель пятого поколения Т-50. До этого были только закрытые показы, на авиасалоне - полноценная демонстрационная программа. Многоугольные замысловатые очертания сразу бросаются в глаза, но вот для радаров из-за такой формы плюс специальных радиопоглощающих материалов Т-50 практически невидим. К 2016 году, по планам, пятое поколение должно поступить в строевые части. В целом, работы по всем отечественным авиаразработкам должны пойти активнее.
Другие примеры развития российской авиационной отрасли, помимо Т-50, - вертолеты. Подписаны контракты на поставку около сотни гражданских Ми-171 в авиакомпании, и более 450 военных и транспортных машин для министерства обороны. Целый пакет соглашений и по новейшим отечественным среднемагистральным самолетам Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Заказы - более чем на 200 машин.
«МАКС был самым успешным, - говорит Михаил Погосян, президент ''Объединённой авиастроительной корпорации''. - Произошел переход от производства военной техники к производству гражданской продукции. Общая сумма твердых заказов - 7,5 миллиарда долларов».
Символы острейшего противостояния прошлого - на статической площадке МАКСА ветераны холодной войны, стратегические бомбардировщики. Наш Ту-95 по прозвищу «медведь» и американский B-52 «Стратокрепость» - в нескольких десятках метрах друг от друга. В небе Жуковского сегодня скорее соперничество. Мастерство демонстрируют французский рафаль, F-15 ВВС США и, конечно, наши Су с МиГами. Летная программа МАКСа - традиционно самая зрелищная. У зрителей разбегаются глаза.
Пилотажных групп на МАКСе - и такое действительно вряд ли где увидишь - было сразу пять. В общем, равнодушными, а уж тем более разочарованными Московский авиакосмический салон, как и все предыдущие 20 лет, явно никого не оставил.
«Супер, очень понравилось, шикарно, - говорит один из зрителей. - От авиашоу мы в восторге».
Сумма подписанных контрактов известна, точное количество посетителей МАКС-2011 еще предстоит посчитать. Но уже сейчас ясно, что при самых неблагоприятных условиях поле аэродрома в Жуковском пустовать не будет никогда. Ведь это одно из немногих мест где люди часами и с удовольствием смотрят в небо.
| |