|
Их импорт в страну резко сократился
В Украину было ввезено рекордно низкое количество ноутбуков за последние два года. Во II квартале их импортировали на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Производители были вынуждены фактически прекратить импорт, так как с трудом распродают товар, ввезенный в начале года. Ситуация может улучшиться лишь осенью - благодаря сезону back to school.
Согласно данным исследовательской компании IDC, во II квартале в страну было ввезено 411 тыс. компьютеров, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной причиной этого стало падение в сегменте ноутбуков - их было ввезено на 17% меньше, чем год назад. Это наибольшее сокращение импорта за последние два года. «Огромные складские остатки ноутбуков не позволили дистрибуторам и вендорам отгрузить в Украину более 254 тыс. шт.»,-- говорится в отчете IDC.
Товарные остатки образовались в начале этого года. Производители ожидали, что рынок продолжит демонстрировать такие же темпы роста, как и во II полугодии 2010 года, и ввезли на 10-15% больше ноутбуков, чем смог потребить рынок. В результате дистрибуторы были вынуждены продавать устройства с минимальной рентабельностью - с начала года средние цены на них снизилась на 20%, до 3 тыс./шт. (см. Ъ от 17 июня).
Ситуация начала улучшаться только в конце II--начале III кварталов, отмечает коммерческий директор дивизиона дистрибуции компании MTI Сергей Яковлев. Количество ноутбуков на складах сократилось примерно на 30%, отмечается в исследовании IDC. Выровнять ситуацию производители рассчитывают за счет продаж в сезон back to school (b2S; конец августа--начало сентября), который считается наиболее прибыльным в году. «Мы ожидаем положительных результатов от сезона: в августе планируем продать IT-товаров на 70% больше, чем в июле. По итогам сезона b2S ожидаем рост на 40% по сравнению с сезоном b2S прошлого года»,-- отмечает руководитель бизнеса «IT и цифровая техника» сети Comfy Иван Павлик.
Впрочем, и в столь сложных условиях отдельные участники рынка смогли улучшить свои позиции. По итогам II квартала японская Toshiba обогнала занимавшую пятое место Samsung. Господин Павлик отмечает, что таких результатов Toshiba достигла благодаря усилению команды украинского офиса: «На руководящие должности были приглашены специалисты с опытом работы на других рынках, которые смогли выстроить более эффективные отношения с розницей». Впрочем, в Samsung отметили, что пользуются данными Gfk Ukraine, которые считают более объективными. «Они демонстрируют розничный объем продаж, а не импорта. Согласно им, по итогам II квартала мы занимаем второе место на рынке ноутбуков»,-- говорит руководитель отдела бренд-маркетинга и PR Samsung Electronics Ukraine Константин Череповский. Получить комментарии в украинском представительстве Toshiba не удалось.
Вероника Гаврилюк
| |