|
Системы детского отдыха, и здесь надо согласиться с президентом Дмитрием Медведевым, у нас нет. Есть лишь отдельные ее элементы: лагеря, которые волей случая выжили в лихие 90-е, самооотверженная горстка туроператоров, немалые бюджетные средства и контролирующие органы. Но целого, то самой системы они не образуют.
Летний сезон в разгаре и чуть ли не каждый день приносит сообщения о новых трагедиях, которые происходят с детьми в летних лагерях. Так, 7 июля в детском лагере «Азов» на Кубани во время купания утонули шестеро московских школьников и их воспитатель. Проведенная экспертиза подтвердила наличие алкоголя в крови троих из воспитателей, которые следили за детьми. А в минувшее воскресенье на Мальте при попытке перепрыгнуть с балкона на балкон погибла 15-летняя россиянка, которая приехала на остров изучать английский язык.
Президент Дмитрий Медведев на совещании в начале июня заявил, что, к сожалению, в России пока отсутствует чёткая программа действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов на пресс-конференции в РИА Новости согласился с главой государства, в подтверждение приведя любопытные цифры: вопросом детского отдыха в России занимается 14 федеральных организаций и в каждом субъекте - до 50 региональных.
На бумаге проблемы не существует как таковой: выделяются миллиарды рублей (в этом году, например, 34,2 миллиарда), все больше и больше детей едут отдыхать и «оздоровляться» (по данным Минздравсоцразвития, в этом году должно отдохнуть более 7 из примерно 15 миллионов живущих в России школьников). И цифры, и факты, и выступления чиновников всех рангов на многочисленных пресс-конференциях должны демонстрировать - уж что-что, а с детским отдыхом у нас все хорошо. Но гладко, как говорится, было на бумаге...
На деле количество организаций, занимающихся у нас детьми, объемы финансирования и благие намерения никак не повлияли на качество. Уже 8 июня на совещании в подмосковном лагере «Левково», на котором перед президентом прошел смотр-отчет программам детского отдыха, звучали тревожные нотки, скрытые за общим позитивом. Например, что из примерно 3 тысяч имеющихся в России детских лагерей 44% - это обычные школы, которые на летний период становятся лагерями дневного пребывания. Или когда директор подмосковного лагеря успела сказать, что выбор места детского отдыха во время тендера только по критерию цены «немножечко» неправилен. Или когда вице-премьер Александр Жуков обмолвился на тот счет, что количество вожатых начинает уменьшаться...
Самое страшное, что критерий оценки качества детского отдыха - жизнь, жизнь маленького человека, который зачастую еще не отдает отчета в своих действиях. А значит в ответе за эту жизнь мы. Но мы - это кто?
Система
Системы детского отдыха, и здесь надо согласиться с президентом, у нас нет. Есть лишь отдельные ее элементы. Так, все еще действуют лагеря, которые по случайному стечению обстоятельств выжили в лихие 90-е. Все они разные: одним благодаря конкурентоспособным флагманам советской экономики удалось удержаться на плаву без перепрофилирования, другим помогли власти, понимающие, что отсутствие детских лагерей может привести к протестам - как внизу, так и наверху, третьи только-только открылись. В итоге мы имеем всю палитру: от пятизвездочных хором, где детям преподают французский язык и прививают навыки верховой езды, до корпусов барачного типа с удобствами во дворе. Плюс детские образовательные лагеря за рубежом, которые также являются элементом системы российского детского отдыха, хотя и проходят по ведомству туризма.
Есть самоотверженная горстка туроператоров по детскому отдыху, компании, которые занимаются этим хлопотным, беспокойным, сезонным и далеко не самым прибыльным направлением. Их названия мало известны широкой публике, но благодаря их усилиям настоящие - не школьные - детские лагеря еще существуют, потому что именно через туроператоров они осуществляют большую часть своих продаж. Как правило, в этих компаниях работают люди, отдавшие детскому отдыху всю жизнь, зачастую занимающиеся им едва ли не по инерции, так как никакого ощутимого дохода эта деятельность не приносит.
Выделяются значительные бюджетные средства, которые при посредстве региональных администраций расходуются на организацию этого самого летнего отдыха. Если быть точным, то идут они на покупку путевок в лагеря, после чего эти путевки передают детям, очень часто из неполных и малообеспеченных семей.
Есть Роспотребнадзор, который следит за тем, чтобы лагеря соблюдали СанПиНы, и есть «Российские железные дороги», которые, являясь естественным монополистом, устанавливают свои правила перевозки детей.
Ну и, собственно, есть дети, родители, опекуны, а также менеджеры турагентств и туроператоров, профессиональные воспитатели, вожатые, тренеры, повара и музработники. Все эти люди, организации и учреждения существуют в правовом поле множества разрозненных документов, призванных регламентировать отношения участников процесса, если так можно именовать детский летний отдых. Что удивительно: российское законодательство, очень четко регламентирующее отдых взрослых, о детях вспоминает выборочно и не всегда.
Детский лагерь: при всем богатстве выбора...
Все дети одинаковые. Кто-то живет в Москве и любит отдыхать на море, а кому-то подавай горы и романтику дальних походов. Лагеря есть на любой вкус и кошелек, большинство их отвечает нормативам, применяемым в Евросоюзе (если лагерь находится в Европе, или, например, в Турции), или требованиям Минздрава и Роспотребнадзора (если лагерь находится в России).
Правда, бывают и исключения. К примеру, детский лагерь создается туроператором на базе отеля. Или хозяин гостиницы (пансионата, санатория) на своей территории делает «два в одном» - отдых для взрослых и детский лагерь. Если отель снимается под лагерь на лето целиком, это означает, что вся отельная инфраструктура работает только на детей - в этом случае «прелести» all inclusive вроде безграничного пива или местного вина до детей (и до вожатых, что тоже важно!) не доходят по определению. Однако случается, что отель (или все те же пансионат или санаторий) делят на этажи или корпуса: в одной части пляжа - взрослые туристы, в другой - как бы детский лагерь. Впрочем, рынок берет свое, и такие случаи постепенно уходят в прошлое.
Но не уходят в прошлое страны, в которых как о европейских, так и российских стандартах знают лишь понаслышке, например Египет или Тунис, Корея или Китай. Здесь свои правила и свои законы, очень не похожие на российские и европейские. Они не лучше и не хуже, они просто другие. И об этом нужно помнить, когда вы решите отправить своего ребенка за рубеж. Да и наши российские жесткие СанПиНы и другие требования зачастую не исполняются, о чем свидетельствуют проверки, которые в течение июня совершали сотрудники уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова.
Еще один аспект, который надо учитывать при выборе детского лагеря: кто конкретно и как будет заниматься вашим ребенком. Допустим, вы сочетаете отдых и, например, обучение иностранным языкам (хотя помните, что все-таки лето - это каникулы, а обучение - это дополнительная нагрузка). Следовательно, вы можете быть спокойны только за первые четыре часа, во время которых проходят занятия. А что дальше?
Если в лагере нет программы, если дети предоставлены сами себе, а за каждый дополнительный чих (экскурсию) надо платить, а на это у вас денег не хватает, будьте уверены - дети найдут себе занятие, но не факт, что вы его одобрите.
| |