|
Как стать руководителем многотонного хора? На Южном Урале появляется все больше любителей звонарного мастерства. В Миассе в храме Святой Троицы открыта школа колокольного искусства, в Челябинске звонари набирают себе подмастерьев. Ударить в колокол может каждый, но заставить петь колокола, оказывается, дано далеко не всем.
Пока сверстники просиживают время за компьютерными играми, эти молодые люди играют в колокола. Их уроки проходят на высоте птичьего полета. Их достижения в звонарном мастерстве может оценить вся округа. Год назад Данил Мосин первый раз ударил в колокол. Теперь он самостоятельно звонит во время православных праздников и служб. Вот у колоколов «нервы» натянуты до предела. Звонарь сейчас ослабит так называемые струны и многотонный хор запоет. Ребята входят в состав челябинской дружины «Скаутеров» или «Следопытов»- это русско-язычное название больше нравится ребятам. Следопыты изучают историю православия, в том числе и значение колокольни в русской церкви. Данил Мосин звонил на Московском Георгиевском параде. Но главная его мечта - справиться с самой громкоголосой звонницей России, которая живет в подмосковье, в Даниловом монастыре. Стать звонарями хотят многие. Само по себе искусство необычное. Но в Челябинске обучиться бить в колокола не так просто. «Хотят-то много, но школ специальных нет. Поэтому учатся лично. Сдруживаются со звонорями и потом лично с ними занимаются», - объясняет Данил Мосин. В Миассе в храме Святой Троицы переливы колоколов практически не смолкают. Эта маленькая звонница - один из немногих учебных инструментов, который существует на Южном Урале. Татьяна Чернова рассказывает ученикам воскресной школы, как помочь колоколам запеть. Этому храму уже больше 120 лет. После революции в 1943 году разобранную звонницу собирали с миру по нитке - в прямом смысле. Разноголосый металлический хор в том составе не мог спеться как одна вокальная семья. И только в 2003 году под куполом храма поселились десять новых певцов. Чтобы обучить звонарному мастерству миасских церковных служителей, настоятель храма отец Георгий приглашал профессионала из Санкт-Петербурга. «Колокола - это живой организм, я не даю в них бить, если звонарь звонит не благоговейно, резко. Колокола любят мягкость», - отмечает настоятель храма Святой Троицы г. Миасс Георгий Крецу. Сегодня льют колокола в Москве, Воронеже, Ярославле и на Урале. Российские певцы гастролируют по всему миру. Поставить голоса колокольной семье достаточно сложно. Чтобы такому музыканту медведь на ухо не наступил, ему устраивают сразу несколько испытаний. На разных колокольных заводах получаются свои индивидуальные басисты и вокалисты. Например, уральская звонница звучит ярче, воронежская - бархатнее, нежнее. Во все времена православные верующие одушевляли церковную звонницу. О том, что колокол - не просто музыкальный инструмент, говорят исторические факты. На Руси священнослужители перезвоном не только приглашали народ на службу, но и оповещали о бунтах и восстаниях. За это разгневанные князья наказывали колокол: отрезали ухо, язык и даже отправляли в ссылку. Звук зависит и от наклона перекладин звонницы. Да и в руках каждого звонаря одни и те же колокола будут звучать по разному. Диадору 13 лет, а он уже сам сочиняет малиновые звоны. «Здесь на помощь приходят другие колокола. Помогают приглушить, если ты сбился с такта», - говорит воспитанник воскресной школы храма Святой Троицы г. Миасс Диадор. Это на первый взгляд такому басисту ничего не страшно. На практике, колокол - капризный и нежный певец. В него нельзя ударять с большой силой, он не любит морозы ниже 25 градусов. И только самый чуткий дирижер сможет подчинить себе трехтонный оркестр.
| |